Московские передвижки: куда и как переносили многоэтажки

Здание Моссовета

Настоящим вызовом тресту стал перенос здания Моссовета. Во-первых, оно сложной формы, поэтому нагрузка по фронту здания при движении распределялась неравномерно. Во-вторых, первый этаж бывшего генерал-губернаторского дворца представляет собой бальный зал — большое пространство без несущих конструкций. В-третьих, сверху поступило указание переносить здание вместе с подвалом — там хранились важные государственные документы. И по уже наметившейся традиции здание решили двигать вместе с людьми и без отключения коммуникаций.

Есть сведения, что некоторые сотрудники треста спешно уволились, когда узнали об условиях, на которых решено было двигать дом Моссовета. Их можно понять: виновников погребения под грудой камней партийной номенклатуры ничего хорошего ждать не могло. Но Гендель и большая часть сотрудников треста были уверены в успехе. Чтобы передвинуть здание вместе с подвалом, вокруг вырыли котлован и все операции — срез с фундамента и передвижение — проходили на четырёхметровой глубине. В целом переезд прошёл успешно, но часть стен и перекрытий пошли трещинами. Впоследствии при реконструкции в дом пришлось встраивать 24 металлические колонны. Сейчас на Тверской, 13 располагается московская Мэрия.

Здание Глазной больницы

Мамоновский пер., д. 7

Один из самых интересных переездов был связан с домом Нарышкина, в котором квартировала (и, кстати, до сих пор находится) глазная больница. Здание нужно было не просто сдвинуть с Тверской, а вообще убрать в соседний переулок. То есть тринадцать с лишним тысяч тонн нужно было сначала развернуть почти на 80 градусов, потом провезти сто метров и, в конце-концов, надвинуть на выстроенный заранее цокольный этаж. Вся операция прошла успешно — дом и ныне там. Так и стоит на своем новом фундаменте, принимает пациентов.

После войны «переезды» домов с места на место прекратилась, а деятельность «Tреста по передвижке и разборке зданий» была направлена на восстановление разрушенных в войну зданий. Конечно, бум передвижников закончился, однако некоторым интересным проектам все же предстояло случиться.

Все новое – хорошо забытое старое

Опыт передвижения больших архитектурных форм уходит корнями в далекое прошлое. Еще в 1445 году было описано перенесение церковной колокольни итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Колокольня переехала всего на 10 метров, но важен сам факт ее перенесения в целости. Моршанский зодчий Дмитрий Петров в 1812 году пошел дальше: он передвинул «самоходом» целую церковь, да еще и с прихожанами внутри.

К концу 19 века здания вовсю двигали американцы

На их опыт опирались и русские строители, если у них стояла задача и улучшить вид новой улицы, и сохранить историческое или экономически важное здание. Так на московской Каланчовке инженером Федоровичем был передвинут двухэтажный жилой дом

Старинная кирпичная кладка весом почти в 2000 тонн спокойно выдержала переезд. Это вдохновило инженера Ростена, который строил костел на Малой Грузинской. Он переместил два дома, которые мешали создать правильный архитектурный ансамбль.

Зарубежный опыт: древнеегипетские храмы, терминалы и маяки

Здания и сооружения переезжали и продолжают переезжать по всему миру. Вот некоторые из них.

Колокольня в Болонье

Первое документально засвидетельствованное перемещение здания было произведено ещё в XV веке в Болонье (Италия). Архитектор и инженер Аристотель Фьораванти перевёз колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре, которая мешала строительству нового здания администрации. Колокольню заключили в клетку из мощных деревянных брусьев, чтобы она не пошла трещинами. Башню передвигали на полозьях с помощью системы канатов и блоков. Переехала недалеко, всего на 13 метров, но для того времени это было чудом инженерии. Высота колокольни сопоставима с высотой девятиэтажного дома — 24 метра.

Отель на Кони-Айленде (США)

В апреле 1888 года на Кони-Айленде (полуостров, вывший остров в Бруклине) огромный отель Brighton Beach Hotel переместили на 150 метров вглубь острова. Участок, где стояло деревянное каркасное здание, постоянно размывался океаном, что могло привести к затоплению.

Трёхэтажную постройку длиной 150 метров и весом пять тысяч тонн приподняли на гидравлических домкратах и установили на 112 специальных тележек. Они, в свою очередь, расположились на 24 проложенных под зданием железнодорожных путях. Тянули сооружение шесть небольших паровозов.

Телефонная компания в Индианаполисе (США)

Крупнейшим проектом своего времени стало перемещение в 1930 году в Индианаполисе восьмиэтажного здания, где размещалась штаб-квартира Indiana Bell Telephone Company.

Количество абонентов росло, а с ним и штат компании, поэтому в 1929 году офисное здание решили снести, а на его месте возвести более вместительное. Но в дело вмешался основатель крупнейшей в городе архитектурно-строительной фирмы Курт Воннегут — старший (отец известного американского писателя). Он предложил переместить старый корпус в сторону, таким образом освободив место для постройки дополнительного. Здание весом 11 тысяч тонн сначала подвинули на 15 метров к югу, повернули на 90 градусов и переместили ещё на 30 метров к западу. Операция длилась чуть больше месяца. На протяжении всего этого времени в доме продолжали работать 600 сотрудников, обслуживая 170 000 абонентов. Это стало настоящим прорывом. Именно здесь впервые применили гибкие коммуникации, которыми впоследствии пользовались и советские инженеры-«передвижники». Входили и выходили сотрудники компании по подвижному мосту.

Древнеегипетские храмы

Грандиозные храмы были высечены в скале Абу-Симбел ещё в XIII веке до нашей эры. Они просуществовали 33 столетия, пока в 1960-х египетские власти не построили плотину на реке Нил. Кстати, им помогали советские специалисты. Воды искусственного озера стремительно приближались к храмам и вскоре полностью затопили бы памятники. Программу спасения возглавили ЮНЕСКО и правительство Египта. Деньги — порядка 80 миллионов долларов — собирали по всему миру. В 1964–1968 годах храмы распилили на огромные блоки и перенесли на 65 метров выше, на скалу, и на 200 метров дальше от кромки воды. На новом месте памятники собрали заново и скрепили цементом. Позади них возвели опорные конструкции из бетона, вместо скалы, из которой были вырезаны храмы.

В XXI веке

В 2000 году в штате Северная Каролина (США) перенесли кирпичный маяк высотой 59 метров и весом около четырёх тысяч тонн. Расстояние в 870 метров сооружение преодолело на специальной рельсовой платформе.

В 2001 году в штате Нью-Джерси перенесли здание старого терминала аэропорта весом около семи тысяч тонн.

В 2007 году в Германии каменную церковь XIV века перевезли на 12 километров. Дело в том, что старинная постройка мешала разработке месторождения угля. Её поставили на колёсную платформу и отправили в соседнюю деревню.

В апреле 2013 года в Баку на 10 метров перенесли дом весом 18 тысяч тонн. Здание постройки 1908 года стало первым перемещённым строением в Азербайджане.

Спасение Саввинского подворья

Саввинское подворье – эдакий русский пряник. Расписное здание в псевдорусском стиле, с колоколенками, арками и внутренними двориками. Оно ни визуально, ни идеологически не вписывалось в новый строгий облик Тверской улицы, задуманный архитекторами в плане генеральной реконструкции, тем более, что изначальное его предназначение было церковным, а точнее – монастырским. К моменту его перенесения подворье было переоборудовано под коммунальное общежитие. Его должны были взорвать, но жильцы встали на защиту своего дома.

Одним из главных аргументов в пользу спасения здания стало то, что к тому времени из Америки дошли слухи о перемещении восьмиэтажной телефонной станции весом в 11 000 тонн. Подворье же весило около 23 000 тонн, было сложным архитектурно, и, если бы его удалось передвинуть в целости – это стало бы еще одной оплеухой Америке в вечном российско-американском соревновании. Подготовка к перемещению здания велась всего несколько дней, а потом ночью, пока жильцы спали, дом переехал на заранее подготовленный фундамент. В наше время это прекрасное здание совсем не видно с улицы и попасть к нему можно только через дворик.

Переплюнуть Америку

В ходе реконструкции 1938-1940годов некоторые здания четной стороны улицы Горького (ныне Тверской) должны были быть немного смещены. Малозначимые строения безжалостно сносились, а вот дому №24 (бывшее Саввинское подворье) повезло. Жители настойчиво просили сохранить архитектурный шедевр в неорусском стиле. Письмо попало к первому секретарю Московского городского комитета ВКП(б) Никите Хрущеву, и он дал добро. Дом решили переносить.

Главную сложность в переносе здания представлял его вес – 23 тысячи тонн. Но именно это было едва ли не решающим обстоятельством переноса здания. В США к тому времени самым большим перемещенным зданием была восьмиэтажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая всего 11 тысяч тонн. Почему бы не переплюнуть Америку?

Жильцы, обеспокоенные исходом операции, просили предупредить их о начале переезда дома, чтобы переждать неспокойный период у родственников. Однако работники треста намеренно дали ложные сроки перемещения дома, чтобы выполнить завершающую стадию работы ночью. Результат переезда впечатлил всех: многие из жильцов смену местоположения дома заметили только утром. По слухам, дом шел настолько плавно, что в одной из квартир уцелела башенка, сложенная ребенком из кубиков.

Здание Моссовета

Еще одной из сложнейших операций для команды Генделя стала передвижка здания Моссовета. Сейчас здесь расположена Мэрия Москвы. Бывший генерал-губернаторский дворец имеет сложную форму, а первый этаж представляет собой бальный зал, где много свободного пространства и нет несущих конструкций.

Фото: Главархив Москвы

Историческое здание требовалось переместить вместе с подвалом. Для этого в 1939 году вокруг здания Моссовета вырыли котлован глубиной четыре метра. Передвижка стала самой быстрой в истории – всего за 41 минуту здание весом 20 тыс. тонн было перемещено на 13,5 метра.

Фото: Главархив Москвы

Кроме того, во время работы команды Генделя в Моссовете все еще находились служащие.

Строительство трассы Восточный луч

Первоначально в Генплане реконструкции Москвы от 1935 года Комсомольский проспект назывался «Трасса Восточный луч». Она должна была начинаться от проектируемого Дворца Советов (на месте нынешнего храма Христа Спасителя), пересекать Москву-реку и продолжаться через Воробьевы горы на юго-запад столицы. Однако к строительству луча до войны так и не приступили.

К середине 1950-х годов к идее прокладки «Восточного луча» решили вернуться. Был разработан проект новой магистрали: дорога прошла в районе улицы Чудовка (от Крымской площади до ул. Тимура Фрунзе), Фрунзенского плаца (от ул. Льва Толстого до переулка Хользунова) и ул. Большие Кочки (от Трубецкой улицы до Хамовнического Вала).

Передвижка домов на трассе «Восточный луч» – Комсомольский проспект.
Немой киносюжет,  1958 г. Главархив Москвы

В связи со строительством дороги было передвинуто несколько зданий. Работы по Комсомольскому проспекту закончены в 1958 году.
 

Новые достижения

Чем больше было перемещений, тем сложнее становились задачи. Один из самых трудоемких переездов затронул здание Моссовета, где сейчас расположилась мэрия Москвы (Тверская, 13). В связи с расширением улицы Горького в 1940 году здание пришлось передвинуть вглубь на 14 метров. Уникальность работы заключалась в том, что дом перемещался вместе с подвалом, при этом чиновники продолжали работать в своих кабинетах.

В результате операции ни один чиновник не пострадал. Зданию решили добавить еще два этажа, и это, пожалуй, было лишним. По стенам пошли трещины, и сооружение начало расползаться. Чтобы избежать разрушения, рабочим в срочном порядке пришлось укреплять здание с помощью металлических колонн.

Еще более сложная работа была проделана при перемещении здания старейшей в Москве Глазной больницы, располагавшейся на углу улицы Горького и Мамоновского переулка. Дом не только убрали в глубь квартала, но еще и развернули на 97 градусов – так, что фасад больницы стал смотреть на переулок.

Практика передвижения зданий продолжилась и в послевоенные годы. Так, осенью 1958 года были одновременно передвинуты два здания: НИИ ВОДГЕО и НИИ Промстройпроект (сейчас это дома 42С2 и 42С3 по Комсомольскому проспекту). Оба здания были перемещены примерно на сто метров.

В 1979 году почти на 30 метров в строну Настасьиного переулка передвинули конторский дом книгоиздателя Сытина, который загораживал только что построенное здание «Известий». Дом при переезде сильно пострадал. В 1983 году столичные инженеры передвинули здание МХТ имени Чехова, при этом раздвинув пространство между сценой и залом.

Выбор специалиста по переезду зданий по Москве и Московской области

Варианты мошенничества со стороны компании по поднятию и переносу коттеджного строительства

Если представитель компании не составляет предварительный технический план работы или заявляет: «Мы переезжаем, и цена намного ниже, чем на рынке!», Существует высокий риск несправедливых или некачественных результатов.

Это кажется невероятным, но с 1930 по 1983 год Москва иногда перемещала дома весом в несколько тысяч тонн из одного места в другое, чтобы расчистить пространство для строительства новых зданий. Более того, иногда движения делались без отключения общения и выселения жильцов. Как именно это было сделано, читайте в этой статье.

Москва 21-го века: передвижка

Жилой комплекс «Шереметьевский» возводится на ул. Складочная, вл. 6, на территории бывшего компрессорного завода «Борец». Здесь расположено несколько исторических зданий, которые девелопер ПИК планирует сохранить и вписать в окружающую застройку.

«Передвижение исторических зданий – довольно сложный процесс, который не терпит спешки. Башню уже отделили от фундамента и укрепили металлическими поясами, подвели под нее железобетонную плиту и стали постепенно сдвигать с места. Для такой нелегкой операции понадобились гидравлические домкраты, алмазное оборудование и более 100 рабочих. Исторические сооружения передвинут на 100 метров в южную сторону участка», – сказали в пресс-службе Группы ПИК.

Качество, оперативность и успех подобных работ складываются из опыта специалистов прошлого. Глобальная передвижка в Москве началась в 1930-х годах. Менялся город, расширяли и строили дороги, поэтому многие здания попадали под снос. Но благодаря методу передвижки сооружений бóльшую часть домов удалось спасти. Главным специалистом в этом направлении был инженер-строитель Эммануил Гендель.

Эммануил Матвеевич Гендель родился в 1903 году и прожил 91 год. Он был крупнейшим специалистом в редкой области – передвижке и выпрямлении зданий и сооружений. Благодаря ему в Москве сохранены многие памятники архитектуры. За 70 лет активной работы Эммануил Гендель реализовал более 80 крупных проектов по всей территории Советского Союза и за рубежом.

Рассказываем, перемещение каких московских зданий контролировал Эммануил Матвеевич.

Осложнения

Были у перемещенных зданий и печальные судьбы. Так, в 1939 году жильцы недавно передвинутого дома №77 на улице Полины Осипенко (сейчас — Садовническая улица) жаловались, что после передвижки их дом так и не подключили к газовой сети. Позднее неполадки удалось устранить.

На этом неприятности не закончились. Дом, расположившийся на топком месте, засыпанном песком вскоре начал оседать и проваливаться. Рабочие забили мощные сваи, утрамбовали грунт тоннами привезенной земли – проблем больше быть не должно.

Однако в канун нового – 1968-го — года произошла трагедия. Внутри первого корпуса дома №77 неожиданно прогремели два оглушительных взрыва. А дальше, по свидетельству очевидцев, произошло нечто неподдающееся объяснению: три верхних этажа здания отделились от нижней конструкции, поднялись вверх, зависли в воздухе и только потом рухнули вниз.

Москва не сразу строилась…

…и продолжает разрастаться. Но практика передвижек ушла в прошлое, и теперь маячит где-то на периферии сознания, рядом с пятилетками, стахановцами и кукурузой. Но говорят, что история всегда повторяется. Возможно ли, что здания в столице снова «поедут»?

Так на это вопрос отвечает Борис Пастернак: «С точки зрения технологической, в наше время эти работы можно было бы проводить с ещё большей эффективностью. Но сегодня сложно представить, что кто-то будет планировать такую работу. Во-первых, это связано с восприятием исторического наследия. Ведь старинные здания интересны именно на своем историческом месте. Когда они передвигаются, воссоздаются или видоизменяются, теряется их подлинность. Во-вторых, технологии шагнули вперёд настолько, что передвижение в том виде, в котором оно происходило, выглядит чем-то архаичным.

Новое строительство и развитие инфраструктуры должны учитывать старинные элементы, которые делают городскую структуру более разнообразной и интересной. В то же время новое строительство должно учитывать будущее, те реалии, которые ждут нас лет через 25».

Рубен Аракелян: «На мой взгляд, масштабные передвижки в советской Москве были связаны не с гонкой инженерных амбиций США и СССР, а с объективными причинами. Город уже не удовлетворял потребности быстро растущего населения и по плану реконструкции 1935 года основные магистрали расширяли. Сегодня Москва, как и другие мегаполисы, развивается ещё быстрее: происходит миграция, увеличивается плотность населения, возрастает количество автомобилей. Но строительные технологии колоссально продвинулись и возросли требования к условиям и скорости реконструкции городских магистралей. Подготовка к передвижению занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда нужно за месяц. Поэтому сегодня проще дом снести и построить на новом месте.

В то же время мы помним множество скандалов, связанных со сносом исторических зданий. На мой взгляд, чтобы избежать возмущения общественности, в отдельных случаях практику передвижения домов можно возобновить».

Начальный этап работы

Поскольку сложная многоступенчатая операция включает в себя перемещение конструкции даже на небольшое расстояние, начальная фаза включает в себя:

  • тщательное изучение и анализ состояния объекта с окончательным выводом о возможности или невозможности его поднятия и целенаправленности движения, исключая разрушение конструкции;
  • расчет массы здания;
  • подбор оптимального метода ведения работ, используемых машин и приборов;
  • разработка пошаговой схемы проведения работ при подъеме и перемещении конструкции.

Наличие потенциальных препятствий на дороге было учтено, возможность их устранения, был рассчитан риск.

После выбора нового места, где стоит дом, необходимо обустроить фундамент, который послужит основой для подвижного сооружения. Его маркируют, учитывая размеры строения и планировки, учитывая тип грунта на месте, его глубину промерзания, уровень грунтовых вод и количество этажей переносных домов. Строительный лидер, совместимый с выбранной технологией. Обычно фундаменты лежат под деревянными постройками. Схема работы по реализации подошвы под переносную конструкцию состоит из следующего рабочего пакета:

  • рытье котлованов и мешков с песком;
  • монтаж опалубки и арматурного каркаса;
  • готовить бетонную смесь и заливать ее, затем взбивать.

Следующий этап подготовительных работ напрямую связан с подготовкой дома к переезду. Его следует освобождать не только от мебели, различных предметов и утвари. Если в доме есть печь, рекомендуется удалить половицы вокруг основания и кровельный материал возле трубы. Этот шаг необходим, поскольку конструкция пола и потолка может быть повреждена при подъеме. Рекомендуется разбирать оконные рамы и рамы. В случае, если технология предусматривает одновременный подъем всех стен относительно основания дома, нет необходимости разбирать конструкцию окон и дверей.

При перемещении стен дома прикрепляйте специальные прессы. Для этого используйте толстые прутки или металлические каналы. Они установлены по разные стороны дома на расстоянии полуметра от углов. Изогнутые стены нажимают, чтобы предотвратить смещение бревен.

Непосредственно перед возведением здания необходимо отсоединить и демонтировать все инженерные коммуникации, чтобы отменить аварийную ситуацию. Это требуется для обеспечения безопасности работы.

Передвинуть дом: рациональный подход

Перемещение деревянного дома осуществляется специалистами в среднем со скоростью 5 – 10 погонных метров за смену. Все зависит от применяемой технологии, габаритов и веса здания, условий местности, используемой техники. Гораздо больше времени требуют подготовка. И если для выполнения подъема и перемещения строения хозяевам не обойтись без привлечения профессионалов, специального оборудования и техники, то предварительный комплекс работ реально сделать самим и сэкономить существенную сумму бюджета.

Владельцы могут подготовить новое место, куда собираются перенести дом. Для этого расчистить участок, выровнять площадку, спилить и выкорчевать при необходимости деревья, пересадить кусты, разобрать, мешающие хозяйственные постройки. Важным действием будет устройство фундамента под установку переносимого деревянного дома.

При перемещении жилого сооружения серьезным фактором является плотность стен. Конструкция строения при движении и поворотах испытывает дополнительное давление, поэтому в ней не должно быть дефектов, их нужно устранить, делая это самим или привлекая опытных мастеров.

Переезд в другое место: примерный план и порядок работы

В каждом конкретном случае существуют свои особенности и факторы, влияющие на сложность работы. Многоэтажный дом с наличием пристроек, таких как веранда или летняя кухня, гораздо сложнее переместить, чем одноэтажное компактное здание. Играет роль и время работы. В сезон дождей, когда земля насыщена влагой, труднее обеспечить максимальную поддержку лифтов при подъеме конструкции. Если почва сухая или мерзлая, это упрощает задачу. Влияет на сложность работы и рельеф местности, поскольку движение можно совершать на ровной поверхности, вниз или вниз. В целом весь рабочий цикл выглядит так:

  • Повышение структуры деревянного дома. Для этого в углах конструкции вдоль стен на расстоянии установлены специальные мощные домкраты, которые могут выдержать вес здания. Для этого используют гидравлические устройства грузоподъемностью не менее 10 тонн.
  • Плавно и постепенно увеличивайте высоту здания на несколько сантиметров (рекомендуемая высота не превышает 6 см). В этом случае целостность и геометрия дома не нарушаются. Внимательно наблюдайте за процессом, чтобы конструкция не наклонялась, а розетки оставались стабильными. Эта процедура повторяется в несколько этапов, пока дом не поднимется до необходимой высоты.

Если вы будете следить за процессом перемещения вашего дома, станет ясно, что это сложная и утомительная работа, требующая знаний, опыта и специального оборудования. Он состоит из систематической цепочки последующих работ, которые начинаются с подготовки пути, по которому пойдет движение дома. Для этого:

  • Запустите временную поддержку. Их точки распределения рассчитываются таким образом, чтобы каждая из них принимала равную нагрузку. Они устанавливаются в выемочных углублениях в земле.
  • Доски укладываются на опоры, которые выступают в роли своеобразных шпал, вдоль которых структура дома движется по рельсам.
  • Трубы подведены под поднятый дом, а лифт находится посередине.
  • Шаг за шагом здание аккуратно перемещают в предусмотренное место, а затем дом снова возводят, рельсовые элементы снимают и опускают до ранее заложенных фундаментов.

Если используются винтовые сваи, они привинчиваются с шагом не более 3 метров. Балка сваривается сверху, ее размеры зависят от размеров и конструкции дома. Конструкция передается с помощью подъемников, также с использованием лебедок.

Иногда планируется перевозить сооружение на большие расстояния. В этом случае нельзя обойтись без специального оборудования с платформой и краном.

Как принять участие в торгах?

Ознакомиться с характеристиками машино-мест, выставленных на торги, изучить лотовую документацию и посмотреть, на какой площадке и когда пройдет аукцион, можно на инвестиционном портале Москвы в разделе «Имущество от города» («Для жителей»). 

Участвовать в торгах имеют право юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Идти для этого никуда не нужно: аукционы проходят онлайн на электронных площадках.

Чтобы стать участником городских торгов по продаже машино-мест, необходимо:

— выбрать интересующий объект на инвестиционном портале Москвы; 

— получить квалифицированную электронную подпись; 

— зарегистрироваться на электронной площадке, где будут проходить торги по конкретному лоту;

— направить заявку на участие в личном кабинете на сайте электронной площадки и прикрепить необходимые документы;

— внести задаток, размер которого указан в лотовой документации;

— принять участие в торгах;

— оплатить машино-место в соответствии с условиями договора и оформить право собственности. 

По итогам торгов с победителем заключается договор купли-продажи. Внесенный задаток используется для оплаты по договору. Если же участник не победил, задаток возвращается после подведения итогов.

Консультацию по вопросам участия в торгах все желающие могут получить через онлайн-сервис «Московский инвестор», а также информационный киоск «Ваш инвестиционный консультант» по телефону: +7 (499) 652-60-25. Кроме того, направить свои вопросы можно на электронную почту investcons-tender@mos.ru.

Когда в Москве можно парковаться бесплатноКак оформить резидентное разрешение на парковку

Дом мосту не помеха. Дом на Садовнической

Первым масштабным проектом треста стала передвижка дома на улице Осипенко (сейчас улица Садовническая) в 1937 году. Г-образный дом мешал строительству нового Краснохолмского моста. Гендель решил разрезать дом на две части, короткую оставить на месте, а длинную перенести и развернуть на 19 градусов. При передвижке жильцов не отселяли, более того — с помощью кабелей и эластичных труб поддерживали работу всех коммуникаций: водопровода, канализации, электроснабжения, телефона и радио. Здание передвигали на катках, которые ехали по 37 рельсам. Затем части дома снова соединили. Так он простоял до 1967 года, пока не был разрушен взрывом бытового газа. Одна часть сохранилась, а на месте другой сейчас современное стеклянное здание.

«При реализации генерального плана 1935 года и расширении отдельных городских магистралей был передвинут ряд зданий, большая часть из которых обладает историко-архитектурной ценностью. Поэтому их передвижение, в том числе с изменением ориентации, было связано с желанием сохранить эти здания», — рассказывает Борис Пастернак.

Как перевозили дома на Тверской

Под руководством Эммануила Генделя инженеры Треста придумали поистине инновационную технологию. Для перемещения зданий не требовалось выселять жильцов и обрезать коммуникации. Более того, многие жители движимых домов даже ничего не замечали! Но как такое было возможно?

Перед тем, как передвинуть дом, рядом с ним прокладывали рельсы, ведущие к новому месту. После здание отделяли от фундамента при помощи тросов и строили вокруг основания раму. Эту раму ставили на специальные катки, а само здание двигалось при помощи лебёдок. Сзади его перемещению помогали домкраты.

Как уже было сказано выше, при переезде дома на Тверской и других улицах коммуникации не перекрывали. Даже если дом ехал по рельсам, в нём горел свет, были вода и отопление. Специалисты просто подключали новую временную систему коммуникаций при помощи резиновых труб. Ход домов по рельсам проводился ночью, и многие жильцы его даже не чувствовали.

История

Передвижение архитектурных форм имеет давние традиции. Так, в 1445 году итальянский архитектор Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне более чем на 10 метров, а в 1812 году уже русский мастер Дмитрий Петров в Моршанске решил передвинуть деревянную церковь. «Сумневаюсь я что-то. Где это видано, чтоб церкви самоходом ходили?» – заявлял ему староста. Но Петров все провернул, как надо. В итоге церковь Николы Чудотворца вместе с молящимися внутри прихожанами переехала на 30 метров.

В 1898 году российский инженер Федорович выполнил куда более сложную работу – в Москве на Каланчовке — передвинул двухэтажный кирпичный дом весом в 1840 тонн. Годом позже на Малой Грузинской улице инженер Ростен переместил уже два здания, мешавших строительству костела. При выполнении столь сложных работ оба ориентировались на опыт американских специалистов.

Однако более масштабные проекты по передвижению зданий стали осуществляться уже в советское время. В 1935 году появился план генеральной реконструкции Москвы, который предусматривал снос многих зданий, находящихся вблизи проезжей части. Некоторые из них было решено не сносить, а сдвинуть в глубь квартала.

Запрещенные и допустимые варианты

Случаи, когда нельзя переносить

  1. После перепланировки кухонное помещение будет находиться прямо под санузлом соседей сверху.

Такой вариант может получиться, если вы увеличиваете площадь нового помещения за счет квадратных метров санузла путём сноса перегородки.

Здесь есть исключения.

  • Так можно делать, если у вас двухэтажная квартира.
  • Так можно делать, если вы живете на последнем этаже.

Кухня, перенесенная в гостиную вместе с коммуникациями

  1. Под новым кухонным помещением после перепланировки находятся жилые комнаты соседей.

Здесь тоже есть исключения.

  • Так можно делать, если вы живете на первом этаже.
  • Так можно делать, если под вами нежилое помещение. Как правило, это помещения под коммерцию на первых этажах многоквартирных домов. Они могут занимать один или два этажа. С жильем на втором или третьем этаже есть шансы согласовать проект по всем правилам.

Кухня в большой гостиной. Водопровод и канализация подведены от санузла за примыкающей стеной

  1. У соседей сверху над кухней будет туалет или ванная.

Хорошо, если местоположение новой кухни находится недалеко от первоначального места. Тогда удастся избежать проблем с подводом канализации, водопровода и вентиляционной трубы.

  1. Кухня газифицирована.

Сносить перегородку с гостиной в газифицированном помещении нельзя, т.к. по нормам она должна быть изолирована. Допустимо сделать раздвижные двери.

Исключение: можете на законных основаниях отказаться от газа в своей квартире в единственном лице, обратившись с заявлением в муниципалитет. Специальной комиссией принимается решение о проекте переустройства и перехода на новую тарификацию для электроплит. После внесения изменений в технический план можно согласовывать время работ с газовыми службами. Расторгается договор со старыми поставщиками услуг и заключается новый — с поставщиками электроэнергии.

  1. Из кухни будет выход в туалет или ванную.

5 допустимых вариантов переноса

Вот несколько вариантов, когда получить согласование реально:

вы живете на первом этаже и над вами нет санузла соседей;
этажом ниже находится нежилое помещение;
у вас двухуровневая квартира;
соседи снизу тоже узаконили перепланировку (а уже под ними (соседями) наверняка нежилое помещение).
вы живёте на последнем этаже и расширяете кухню, объединяя ее с санузлом

Здесь есть важное замечание: основное кухонное оборудование (плита, мойка и т.д.) могут находиться только над нежилыми и помещениями.. Еще один возможный пример перепланировки

Вентиляция проводится по потолку (скрывается натяжным или подвесным потолком), канализация проходит по полу, а водопроводные трубы проходят рядом с новой мойкой.Объединение санузла и перенос кухни в жилую комнату. Здесь легко перенести коммуникации, т.к. стена граничит с санузлом. Но согласовать перепланировку перегородок коридора может быть затруднительно

Еще один возможный пример перепланировки. Вентиляция проводится по потолку (скрывается натяжным или подвесным потолком), канализация проходит по полу, а водопроводные трубы проходят рядом с новой мойкой.Объединение санузла и перенос кухни в жилую комнату. Здесь легко перенести коммуникации, т.к. стена граничит с санузлом. Но согласовать перепланировку перегородок коридора может быть затруднительно.

Есть еще один вариант, хотя назвать его переносом вряд ли можно, ‑ снос перегородки между кухней и гостиной. В хрущевках такая идея получает больше всего одобрений со стороны жилищной инспекции, т.к. стена между кухней и гостиной не является несущей.

Это может быть интересно: 30 примеров удачного дизайна кухни, объединенной с залом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector