Создаем патину своими руками на металле и дереве

Технология нанесения патины

Те, кому доводилось работать с патиной, знают, насколько это просто сделать. Не возникает трудностей и при обработке древесины. Более того, этот процесс является столь увлекательным, что приносит наслаждение.

Но каждому домашнему мастеру нужно знать, что при работе с различными видами поверхностей используется свой особый алгоритм. Это главное условие, гарантирующее получение декоративной патины.

Подготовка поверхности. Прежде чем приступить к созданию патины на деревянных изделиях своими руками, вы должны обследовать поверхность и убедиться, что она подходит для этой работы. Изделия из необработанного массива идеально подходят для этих целей, так как с ними не нужно проводить дополнительную обработку.

Другое дело, если приходится иметь дело с гладкими лакированными поверхностями, покрытиями, созданными с помощью акриловой плёнки или ПВХ. На них краска держаться не будет. Исправить недостаток можно с помощью браширования. Для этого нужно обработать поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щёткой.

Так, мы удалим мягкие волокна дерева, расположенные под неустойчивой к таким воздействиям плёнкой. Когда структура обнажится, она будет готова к дальнейшей обработке. Теперь нужно с помощью мягкой щётки очистить поверхность от пыли и обезжирить её.

Классическое патинирование

Несмотря на то что технология нанесения красящих составов на основе битума, воска или акрила достаточно простая, она должна выполняться в точности по принятому алгоритму:

  1. Работа начинается с того, что на поверхность наносят красящее вещество. Его количество определяем в зависимости от насыщенности результата, который хотим получить. Краска может лечь только на поверхность изделия или проникнуть в толщу рельефа.
  2. Если в этом возникнет необходимость, то удаляем излишки раствора ветошью.
  3. Чтобы создать более глубокий эффект патинирования, ждём, когда первый слой высохнет. После этого наносим следующий и растушёвываем его.
  4. Когда подсохнет финишный слой краски, берём мелкую шкурку и растираем это место. После выполненных действий у нас должна получиться состаренная благородная поверхность.
  5. На заключительном этапе обработанную поверхность нужно покрыть щелочным лаком.

Несмотря на всю привлекательность современных предметов интерьера и мебели по-прежнему есть люди, которые особенно оценят мебель с эффектом старины. Но это необязательно должны быть антикварные вещи.

Благородную поверхность можно получить с помощью современных материалов. Но здесь нужно учесть, что каждый из окрасочных материалов имеет свои особенности, поэтому перед работой необходимо изучить технологию их нанесения и в точности придерживаться ей.

Патинирование металла разными способами

Кузнецы «Мастерской изящной ковки» готовы сделать «старинными» любые изделия для интерьера или экстерьера. Для этого существует несколько способов искусственно изменить цвет металлической вещи.

Сейчас чаще всего используются специальные акриловые краски, которые за считанные минуты позволяют придать поверхности любого изделия старинный вид. Именно они защищают металл от коррозии и в тоже время позволяют имитировать разные фактуры, например, одному металлу придать вид другого. Так существуют краски, придающая цвет золота, бронзы, меди, серебра, а также зелени и фиолетовой патины. В поисках необходимого цветового решения можно комбинировать разные краски.

Изменить цвет кованой вещи можно с помощью азотной кислоты или специальных химических растворов, которыми покрывается нужная поверхность. Кислота «съедает» лоск новизны предмета, делая его более «старым».

Также состарить любое кованое изделие можно одним из механических способов. Например, с помощью смеси машинного масла с абразивным порошком. Эту смесь наносят на металл и не надолго оставляют. После этого ее счищают. В результате углубления остаются черными, выступающие места приобретают первозданный цвет, а основной фон становится матово-сероватого оттенка. Такие способы довольно трудоемки и поэтому редко используются на крупных изделиях.

Существует патина в ковке, которую называют воронением. Для его получения металл натирают льняным маслом и нагревают до получения черной пленки. После этого поверхность зачищают наждачной бумагой для того, чтобы на выступающих местах появился металл. Этот способ также очень трудоемкий и используется только на небольших изделиях, которые находятся внутри помещения.

Какую краску для кованых изделий выбрать и как правильно подготовить изделие к покраске читайте в статье — краска для кованых изделий.

Имитация патины с помощью красок и спрея: современный вариант

Если ваш интерьер далек от винтажного, однако эффект патины вам очень нравится и хочется его как-нибудь применить, то можно использовать все те же краски, но немного другим способом.

Приобретите акриловые краски бронзового и бирюзового цвета с эффектом «металлик», а также кисточки или губку и обычный спрей для воды.

С помощью кисти или губки (губкой можно добиться более плотного и структурного покрытия) покрасьте бронзовой краской обычные баночки и дайте им хорошенько просохнуть.

После этого смешайте краску, имитирующую патину с водой и отведите душу, разбрызгивая ее на банки так, как вам вздумается. Современный элемент декора с привкусом старины готов! Кстати, подобным образом можно декорировать практически что угодно.

Покраска стула с использованием патины и воска

Здравствуйте уважаемые Мастера и Мастерицы! Сегодня я представляю вам Мастер-класс по выкраске и патинированию деревянной поверхности на примере стула. Эта техника — еще один способ отделки поверхности декапе.

И так. У нас есть стул, который предварительно очищен, пошкурен и готов к отделке

Нам потребуется : водоэмульсионная краска, патина, прозрачный воск, перчатки, шкурки, кисточки, фланель, войлок, акриловая золотая краска, золотая патина

Начинаем покраску

Краски на кисточку берем немного, на кончике. Наносим на поверхность и растягиваем. Слой краски тонкий, так что бы не замазать структуру дерева. Не допустимы подтеки и наплывы краски.

Если есть резьба или рельефы их также красим тонким слоем. Большие элементы обычной кисточкой, маленькие элементы и в углублениях — маленькой скошенной кисточкой

После того, как покрасили полностью предмет — оставляем сохнуть минимум сутки. За это время краска проникнет в древесину, образую довольно прочную пленочку.

Далее красим все на второй раз

И оставляем сохнуть еще на сутки.

Теперь стульчик готов к дальнейшей отделке. Внимательно смотрим, если есть подтеки, убираем шкуркой и еще раз подкрашиваем. Поверхность должна быть гладкой, ровно прокрашенной.

Берем патину и наносим ее кисточкой. Я сначала наношу на ровные участки, обрабатываю их, потом наношу на резьбу.

Ровность нанесения патины не принципиальна. Можно где то больше, где то меньше. Патина сохнет достаточно быстро 5-10 мин, но если Вы хотите очень сильно застарить, оставьте ее на большее время. На этом стуле, мне хватило 5 мин. Далее берем прозрачный воск и наносим его пальчиком на небольшой участок

Берем шкурку и начинаем втирать воск в поверхность. От количества воска, зернистости шкурки и тех усилий, которые Вы прикладываете, когда шкурите, будет зависеть результат старения. Мало воска, крупная, шкурка и большие усилия приведут к тому, что Ваша поверхность будет ОЧЕНЬ «поцоканной». На этом стульчике — воска достаточно, шкурка 400, усилия небольшие.

Потерли, у Вас часть воска впиталась в поверхность, часть осталась на поверхности в виде «грязных катышков». Убираем их мягкой тряпочкой (фланелькой), просто трем

Далее берем войлок, наносим на него небольшое количество воска и начинаем полировать.

При этом еще какая-то часть патины уходить. Т.е. на каждом этапе полировки, наш стульчик становится все светлее и светлее. Патина остается только в небольших рельефах, царапинах (мы же использовали шкурку) Патина — это такой благородный материал, если сделать все этапы правильно, то в результате она затечет и останется там, где надо. Где не надо ее не будет. Такое естественное старение.

Далее обрабатываем резные элементы. На них патину нужно наносить немного, почти сухой кистью, иначе не уберете в труднодоступных местах рельефа.

Далее опять воск, шкурка, фланелька, воск, войлок. Все этапы полировки.

Наш стульчик готов! Почти)))

На этом этапе можно пройтись средней шкуркой (600), выделяя рельефы. Все зависит от вашего вкуса и задумки.

Теперь Золото!!!!) Золотым акрилом,сухой кистью проходимся по всем выступающим деталям. Я наношу и тут же фланелькой стираю. Золота не видно, только намек.

На этом можно остановиться, а можно нанести золотую патину на резьбу.

Если Вас все устраивает, результатом довольны , то можно покрыть защитным лаком. Я покрывала нитролаком с блеском 30% из баллона. А можно и так оставить. Водоэмульсионная краска, патина и воск дают очень стойкую пленку. У меня мебель без лака стоит 3 года, как «новенькая».

Стул готов к обивке!

Спасибо за внимание!!!!

Описание

Патинирование дерева представляет собой его искусственное состаривание путём нанесения поочерёдно двух слоёв краски определённым образом, но давайте обо всём более подробно:

Этап №1: приготовление материалов и инструментов

Золотая краска-патина для дерева

Вам потребуются следующие материалы:

Название Назначение
Грунтовка Увеличивает адгезивные свойства обрабатываемой поверхности
Краска Создаёт первый сплошной слой рассматриваемой отделки, для которого можно использовать любой цвет, в этом случае следует руководствоваться своими собственными предпочтениями, практичностью и соответствием окружающему интерьеру
Патина Второй наносится выборочно, придавая тот самый необходимый эффект потёртостей, лучше всего для этой задачи подходят металлические оттенки бронзы или золота
Лак Создаёт прозрачное защитное покрытие

Черная деревянная мебель с патиной для кухни выглядит эстетично и при этом практически не оставляет на себе следы гари

Краску лучше всего приобретать акриловую, так как её свойственна масса преимуществ:

  • Экологическая безопасность. В процессе застывания выделяется лишь абсолютно безопасные водяные испарения.
  • Хорошая стойкость. После высыхания воды остаётся влагостойкое покрытие не склонное к растрескиванию и шелушению.
  • Не оставляет потёков, что невероятно облегчает работу при осуществлении декоративного оформления.
  • Широкий ассортимент насыщенных оттенков.

  • Доступная цена. За счёт отсутствия в составе дорогих растворителей стоимость лакокрасочных материалов на водной основе гораздо ниже.

Патина для дерева своими руками наносится с применением таких инструментов:

Название Назначение
Наждачная бумага Шлифовка обрабатываемой древесины
Кисти Нанесение патины на дерево и всех остальных необходимых составов
Сухая ветошь Затирка второго слоя краски, создание эффекта старины

Фото наждачной бумаги

Этап №2: подготовка поверхности

Перед тем, как сделать патину на дереве его необходимо привести в соответствующее состояние:

  1. Тщательно обрабатываем древесину наждачной бумагой, стараясь максимально удалить следы старого лакокрасочного покрытия.

Затирка старой краски наждачной бумагой

  1. Удаляем всю осевшую пыль.
  2. Покрываем грунтовкой перед покраской дерева, которая создаст тончайший полимерный слой, защищающий древесину и создающий идеальные условия для её сцепления с лакокрасочными материалами.

Грунтование можно выполнять как кистью, так и валиком

Поле того, как грунтовка застынет можно приступать к последнему самому главному этапу, непосредственно описывающему, как на дерево наносить патину.

Этап №3: нанесение патины

Патина по дереву наносится следующим образом:

  1. Аккуратно покрываем древесину первым слоем выбранной краски.

Нанесение первого основного слоя акриловой краски

  1. Ждём не менее 24-х часов до полного высыхания фонового покрытия.
  2. Патиной металлического оттенка окрашиваем плоские ровные участки, которые не выступают. Главное при этом не переусердствовать с количеством краски, иначе в итоге мебель будет выглядеть слишком пёстрой и скорее вычурной, чем искусственно состаренной.

Нанесение бронзовой патины на базовый слой коричневой краски

  1. Ждём, пока патина начнёт схватываться, и затираем нужные места сухой ветошью, достигая того самого эффекта состаривания древесины.

Процесс затирания обработанной поверхности

  1. Лакируем получившуюся композицию лаком, создавая для неё слой, способный предотвратить механические повреждения и проникновение влаги.

Нанесение лака на «состаренную» мебель

Процесс патинирования меди

Патина — природная или искусственная химическая пленка (оксидная или оксидно-солевая), образующаяся на поверхности медного изделия и изолирующая металл от агрессивной внешней среды. Основная функция природной патины — защита меди от коррозии.

Патинирование может быть как искусственным, так и естественным. В природе процесс оксидирования связан с взаимодействием металла (меди) с воздушной или водной средой. Цвет медной пластины, оставленной на воздухе и в воде, со временем изменяется, приобретая оттенок «полежалости». Наиболее распространенными оттенками природной патины являются:

  • темно-зеленый;
  • бурый;
  • сине-зеленый;
  • синий.

Чаще всего естественное патинирование можно увидеть на бронзовых скульптурах, особенно расположенных во влажных местах или рядом с водоемом.

В отличие от природной, искусственная патина является неустойчивой к воздействию атмосферы. Для ее защиты необходимо использовать специальные составы: воск, лак, олифа, масляная краска. Со временем защитное покрытие разрушается, что приводит к трещинам и шелушению, которые наносят вред не только патине, но и самому изделию. Диапазон оттенков искусственной патины от светло-голубого и зеленого до ярко-красного, розового и фиолетового, также возможно получение серой и черной пленки.

Порошковая патина

Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.

Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

Последовательность действий:

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.

Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Особенность отделки состаренной латуни

Характер отделки изделий из состаренной латуни определяется пожеланиями заказчика, которые должны основываться на уместности аксессуара в интерьере

Важно понимать, что состаренной латуни можно задать любой оттенок (от практически черного до слегка заметного) и фактуру

Старение может быть равномерным, с единой направленной риской или потертостями (без ярко выраженных пятен). Очень часто заказчики хотят видеть именно хаотичную патину, имитирующую античные загрязнения. В некоторых местах на лицевой панели, как правило – это углы, изготавливаются выраженные светлые зоны, центральная часть изделия делается при этом темной. Смотрятся решетки с такой финишной отделкой очень изящно, они прекрасно дополняют классические интерьеры и пространства, в которых уже есть аксессуары с подобными поверхностями.

Важно! Не существует двух одинаковых решеток из состаренной латуни. Мы изготовим максимально похожие изделия, но каждое из них будет особенным и уникальным

Это ручная работа, в ней допускается некая вариация в полтона или тон. Однако, не стоит переживать на этот счет. В своей практике мы часто изготавливали в одно помещение несколько изделий из состаренной латуни, после установки они представляются как единая композиция со своим неповторимым характером.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.

Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.

Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Цвета патины

Чтобы удачно подобрать расцветку кухни, стоит сопоставить базовый тон фасадов и патины, а также учесть другие важные нюансы.

Белая

Белая кухня — хорошее решение для большинства стилей. Этот тон смотрится элегантно, красиво, свежо, при этом нейтрально. Белые фасады будут гармонировать с любым оттенком патины, напоминая антиквариат. Декорировать такую кухню можно зеленым, синим, лиловым тоном, а также серебром и золотом.

Коричневая

Этот вариант замечательно подходит для кантри-стиля, помогает приблизить интерьер к деревенскому. Патину на коричневых фасадах можно делать серой, зеленоватой, синеватой, бежевой. В классическом стиле лучше взять для патинирования золотую краску.

Черная

После нанесения патины черные фасады кухонного гарнитура обретут довольно необычный вид. Применять такой дизайн можно не всегда: например, для сложной, резной мебели он не годится. Нужно, чтобы гарнитур был простым по оформлению, а само помещение — светлым, просторным. Патину стоит сделать золотой, серебряной или белой, как и фурнитуру.

Бежевая и айвори

Подобные тона прекрасно подходят для классики, прованса, с ними сочетается патина любого цвета. Чтобы кухня оставалась нежной и светлой, стоит выполнять патинирование не слишком темными тонами: серым, голубым, зеленоватым, лиловым, золотистым.

Серая

Кухня стального цвета смотрится дорого и благородно. Самое роскошное сочетание получается с патиной белого, черного, голубого оттенка. Особенно хорошо подобное решение подходит для малогабаритной кухни, хотя в просторном помещении тоже будет выглядеть неплохо.

Зеленая

Подобный вариант идеально подходит для стиля шебби-шик, поскольку зеленые фасады изящны и нежны, воздушны на вид. Чтобы визуально не перегружать кухню, не стоит применять насыщенные тона зелени, лучше будут смотреться более светлые. Зеленый удачно комбинируется с патиной бежевого, коричневого, белого, серого цвета.

Красная

Красная мебель на кухне — яркий и смелый вариант, но вполне уместный для данного помещения

Важно лишь не злоупотреблять слишком сочными тонами, а выбирать более приглушенные, ближе к бордовым. С разными оттенками красного неплохо сочетается патина черного, коричневого, бежевого, серого, белого тона

Что представляет собой патинирование

Патиной называют признаки старения древесины на разных предметах домашнего обихода. Искусственное старение элементов интерьера с помощью патинирующего состава называется патинированием. Эта технология очень распространена в сфере декорирования. Фактически это простая имитация изменения расцветки древесины естественным путем.

В настоящее время это очень распространенная методика, ведь она позволяет преобразить внешний вид деревянных изделий при минимальных затратах. Преимуществом подобной технологии является и то, что ее можно выполнить и своими руками в домашних условиях.

Сегодня «под старину» декорируются не только загородные дома, но и квартиры в мегаполисах. Для реализации такого дизайнерского приема нужны предметы мебели, выполненные из деревянного массива.

Патинирование металла

Часто для создания эффекта старины металлические изделия состаривают или патинируют. Такие предметы интерьера выглядят благородно и смотрятся очень красиво, особенно удачно патина оттеняет сложные выпуклые узоры и детали – например, завитки на рамах зеркал, декор дверных ручек и т.д.

Перед началом работ предметы для патинирования должны быть очищены от жира, и загрязнений. Для этого их можно промыть крепким раствором щелочи, а после обработки по возможности не прикасаться к ним руками, чтобы не оставить следы кожного сала.

  • Чтобы воссоздать слой патины необходимо по возможности воссоздать естественный процесс, при котором образуется такое покрытие. Необходимо вызвать постепенное и медленное появление на поверхности изделия слоя углекислой меди. С этой целью предметы помещают туда, где воздух достаточно теплый, влажный и насыщенный углекислым газом. В такой атмосфере изделие находится до появления патины, причем 2-3 раза в день необходимо смазывать поверхность однопроцентным раствором уксусной кислоты (также можно развести часть уксуса в 4-5 частях воды).
  • Если помещений с такими условиями нет, можно обустроить специальную камеру с плотно закрывающимися дверцами. Для выделения углекислого газа на пол камеры помещают емкость с измельченным мелом или известняком, а над ним закрепляют меньший сосуд, из которого на нижнее вещество постоянно капает соляная кислота.
  • Ускорить получение патины можно путем смачивания металлических поверхностей раствором уксусной кислоты. Более мелкие детали можно погружать в жидкость целиком, а более крупные сбрызгивать из пульверизатора или поливать мелкими капельками. Делать это надо не менее двух раз в день. По мере появления зеленого налета, уксусный раствор следует сделать менее концентрированным. А потом можно полностью заменит водой.
  • Для получения значительного слоя патины данную процедуру следует проводить не менее двух недель, а в среднем срок получения патины составляет 4-6 недель. Считается, что чем богаче бронза медью, чем выше температура в герметичной камере и чем кислее уксусный раствор, тем быстрее появится налет. Следует помнить о том, что более естественная патина получается при более медленном процессе.

Самостоятельное патинирование

Чтобы сделать полноценное патинирование дерева своими руками, очень важна старательность и аккуратность. Все действия необходимо исполнять максимально тщательно, придерживаясь правил. Нужно приготовиться к тому, что работа займет немало времени.

Суть в том, что патинирование производится по этапам. То есть каждая операция обязательно должна быть полностью завершена до того, как будет начата следующая.

Перед обработкой крупногабаритных предметов интерьера их нужно частично разобрать. Элементы из металла нужно демонтировать, оставив лишь фурнитуру из древесины. Порядок действий при этом будет следующим:

  1. С дерева убирают недостатки посредством шлифования наждачкой. После этого заготовку нужно как следует очистить от скопившейся пыли.
  2. Поверхность грунтуют особой смесью, которая предназначена специально для реставрации антикварных предметов. Затем поверхность нужно просушить в течение одного-двух дней.
  3. Наносят один слой патины и просушивают его в течение суток.
  4. Следующий слой красителя наносится маленькими штришками в разных направлениях. Пока вещество не успело застыть, его излишки аккуратно растираются тампоном из поролона.
  5. Перед тем как второй слой полностью схватится, его обязательно нужно растереть сухой тканью.
  6. После того как элемент высохнет, избавиться от дефектов можно с помощью местного окрашивания. Затем древесина также протирается сухой тканью.
  7. Когда поверхность полностью высохнет, на нее нужно нанести финишный лаковый слой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector