Пайка сварка пластиковых бамперов

Пайка пластикового бампера своими руками

Поговорим немного о ремонте пластмассовых деталях автомобиля. Их ремонт немного отличается от металлических поверхностей и имеет свои нюансы, которые следует знать, дабы облегчить себе работу в будущем.

Наверное самая ремонтируемая деталь на авто это передний бампер, так как он находиться спереди автомобиля и постоянно случаются какие-то происшествия с ним. Вследствие чего ремонт и пайка пластиковых бамперов очень востребован и овладеть этим ремеслом будет очень полезно.

Сразу скажу, что мы будем разговаривать о профессиональной сварке пластика. Так как этот метод считается самым лучшим, надёжным и качественным ремонтом. Если Вам предлагают ремонт при помощи сеточек, склёпок, стекловолокном и т.д. это всё «Ерунда» этим занимаются перекупы и «недомастера». Пластик эластичный он «играет» и всё это начинает лопаться и отваливаться! Проверенно на собственном многолетнем опыте

Сварка пластмассы

Важно!

При механической обработке пластмассы имейте в виду, что частицы пластика, также опасны для глаз, как и металлические.

Перед началом работы первое что нужно сделать это определить тип пластика, который Вы намерены варить. На некоторых деталях обратной стороны есть расшифровка с кодом. Этот код соответствует законодательству об утилизации и он также позволяет определить тип пластмассы.

Далее приведены основные типы пластика:

  • ABS —  Акрилонитриловый бутадиеновый стирол.
  • ASB/PC —  Полимерный сплав вышеуказанного.
  • PA —  Полиамид (Нейлон).
  • PBT —  Полибутилен терефтолат.
  • PC —  Поликарбонат.
  • PE —  Полиэтилен.
  • PP —  Полипропилен.
  • PVC —  Поливинилхлорид.
  • GRP/SMC —  Стеклопластик (не вариться)
  • PUR —  Полиуретан (не все полиуретаны можно сваривать).
  • PP/EPDM —  Полипропилен/Этилендиеновый каучук.

Самые распространенные из них, которые используются на автомобилях сейчас, это пластики ABSPP, PA, PE. Самый простой в пайке это PP — Полипропилен. Тяжело паяется PA — Полиамид, требует высокой температуры при работе. Практически не паяется PE — Полиэтилен, как с ним работать расскажу как-нибудь в другой раз.

Процесс пайки пластмасс несложен, особенно для того, кто имеет опыт газовой сварки. Но в нём есть особенности, о которых надо знать.

Важно заметить, что пластмассы делятся на пару групп: термореактивные и термопластичные. К первой группе относятся стеклопластики (и некоторые другие) — они не свариваются, потому что термореактивные пластмассы не размягчаются при нагревании

К счастью, большинство пластмасс, применяемых в автомобилях, относятся к группе термопластов. Если Вам надо отремонтировать деталь из стеклопластика, это уже другой вид работы, поговорим об этом позже.

Необходимый инструмент для пайки (сварки) пластика.

Для работы нам потребуется: 

  1. Специальный фен для пайки и насадки к нему.
  2. Припой для пластика.
  3. Обычный паяльник с острым наконечником, желательно по мощнее.
  4. Шлифовальная машинка, с абразивными кругами.

Если Вы не можете найти прутков для пайки, их можно вырезать самому из схожего по составу старого не нужного пластика, бамперов и т.д. 

Если же Вы приобретаете готовый припой, то каждая упаковка сварочных прутков имеет маркировку в соответствии с указанным выше кодом пластмассы. Таким образом, если Вам известна пластмасса, из которой изготовлена деталь, подлежащая ремонту, смело берите пруток с нужной маркировкой.

Если Вы не знаете тип своей пластмассы, выберите похожий по внешнему виду пруток и попробуйте его приварить на обратной стороне детали. Эксперимент может закончиться успешно или неуспешно!

Если сварка детали никак не удается (бывает и такое), то единственный возможный в этой ситуации вариант — химический способ восстановления. Об этом расскажу в другой статье.

Как спаять трещину на бампере (пример).

И так, приступим к ремонту пластикового бампера. Первое что необходимо сделать, это зачистить шлифовальной машинкой, до голого пластика место ремонта. Я использую Эксцентриковую шлиф машину. Далее удалить загрязнения, обезжирить растворителем. Затем паяльником разделать трещину по всей длине в виде V — образной канавки. Это нужно чтобы туда лёг припой, для качественной спайки.

Далее включаем фен выставляем нужную температуру. Температура для сварки бампера где-то от 300 до 600 градусов, в зависимости от типа пластика. Начинайте от начала трещины. Держите фен по углом и на расстоянии 0.5 — 1 см. от детали и припоя и ведите равномерно до края трещины, наблюдая за тем как ложиться припой. Не прислоняйте насадку фена слишком близко, так как можно легко продырявить деталь насквозь. 

Важно!
Обязательно пропаивайте шов с обеих сторон. Причём сначала изнутри затем с лицевой стороны

https://youtube.com/watch?v=qgrftAAaqdg

Какие агрегаты и материалы потребуются

Для пайки труб пвх необходимо иметь:

Устройство для нагрева деталей. Как правило, его называют “утюгом” или “паяльником”. Обязательно стоит располагать набором насадок, они обязательно потребуются.
Прибор для разрезания труб, “резак”

Перед началом монтажа крайне важно удостовериться в том, что нож идеально наточен. Если фактическое положение дел отличается от описанного – то резак необходимо наточить или заменить, иначе в процессе сборки будет совершено немало ошибок.
Ветошь (не волокнистая) и спирт или любое другое обезжиривающее вещество. Детали и насадки на момент начала нагрева должны быть идеально чистыми.
Интересно знать, что все перечисленные способы актуальны и для монтажа труб которые проводят газ

Детали и насадки на момент начала нагрева должны быть идеально чистыми.
Интересно знать, что все перечисленные способы актуальны и для монтажа труб которые проводят газ.

Измерительные и разметочные приборы. В качестве первого отлично подойдет самая простая рулетка любого удобного размера, в качестве второго – карандаш или маркер.
В тех случаях, когда речь идёт о соединении компонентов, диаметр которых превышает 50 мм, необходимо обзавестись центровочным прибором.
Острый нож для удаления фасок. Оптимальным решением станет приобретение фаскоснимателя.

Подготовка

Подготавливаем пластиковый бампер для варки. Для начала очищаем бампер от любых загрязнений. Если опустить этот шаг, то качество ремонта будет посредственным и потребуется его переделывать в ближайшее время.

В автомобильных мастерских пластиковый бампер устанавливают на специальный постамент для покраски, но его можно сделать самостоятельно из того, что есть под рукой.

Кроме стандартной очистки от загрязнений, необходимо подвергнуть шлифовке в том месте, где будет ремонт.

С этим неплохо справится наждачка или круг для шлифовки в комплексе с шлифовочной машиной или стандартной болгаркой. Это остановит увеличение трещины.

Дальше, если будете варить трещину, нужно обработать ее края. Лучше сделать V-образную форму. Для заделывания дыр или сколов, края обрабатывать не надо. После всех этих манипуляций бампер необходимо протереть влажной тряпочкой и обезжирить.

Секреты выбора

Выбрать инструмент не составит труда, если учитывать некоторые аспекты. Главный критерий при выборе — мощность устройства. Параметр следует выбирать исходя из толщины труб, с которыми предстоит работать

Для домашнего водопровода и отопительной системы лучше акцентировать внимание на приборах мощностью более 1000 Вт

Для такого диаметра подойдут насадки 16, 24, 32 мм. Если предстоит сварка габаритных заготовок, то рекомендуется приобрести мощное устройство. Мощность некоторых профессиональных моделей доходит до 2300 Вт.

Удобство работы заключается в устойчивости подставки. Она не должна раскачиваться

При выборе стоит обратить внимание и на наличие временного и температурного режима. Опции помогут избежать перегрева заготовок или труб

Рукоятка должна быть изготовлена из термостойкого материала. Прорезиненная ручка удобно ложится в руку и препятствует возникновению усталости. На утомляемость руки при работе также влияет вес паяльника. Для домашнего использования лучше выбирать модели весом не более 2 кг.

Принцип работы инструментом

Поверхность, подлежащую обработке, необходимо предварительно смазать обезжиривающим составом и зашкурить. Это даст возможность добиться максимально качественной стыковки. Используя стандартную модель паяльника, следует просто растопить края элемента, после чего зафиксировать их друг с другом и подвергнуть температурному воздействию. Если операция была выполнена правильно, то на месте стыковки пластиковых деталей появится крепкий шов.

По похожему принципу выполняется обработка термофеном. Целенаправленный поток горячего воздуха обеспечивает переход полимера в жидкое состояние. Если выполняется выравнивание дефектов, то нужно подождать, пока бампер машины размягчится и станет пластичным. Лишь после этого можно производить манипуляции с ним. Если расплавляются концы деталей, их сразу нужно плотно соединить друг с другом и держать до полного застывания.

При использовании скоб в паяльное устройство помещается расходный материал. Затем он разогревается в приборе и помещается в пластик под давлением. Оптимальный уровень сцепления создается благодаря колебательным движениям. Скоба обладает особой конфигурацией, позволяющей ей быстро и просто скреплять детали друг с другом. После застывания деталь из металла открепляется от паяльника и остается в пластиковом элементе, обеспечивая зафиксированному участку дополнительное армирование.

Работая паяльником, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Чтобы инструмент разогревался быстрее, его жало рекомендуется зачистить мелкозернистой наждачкой. После продолжительной эксплуатации оборудования нужно выполнять более тщательную зачистку.
  2. Сломанное паяльное жало можно заменить гвоздем или проволокой из стали.
  3. Чтобы продлить срок службы инструмента, при его использовании нужно давать остывать трансформатору.
  4. Во время обработки сильно деформированных элементов из пластмассы лучше применять специальный электрод. Нагреваясь, материал заполнит все имеющиеся дефекты.
  5. Обработку необходимо начинать с внутренних поверхностей. Это позволит установить оптимальный уровень нагрева. Если температура не подходит, то дефект на изнаночной стороне будет незаметным.
  6. При армировании пластика сеткой или скобами металлические включения обязательно нужно смазывать антикоррозийными средствами.

Соблюдая эти рекомендации, можно добиться максимально качественного скрепления деталей для бампера из пластмассы.

Требования к паяльникам для пластика

Основной характеристикой инструмента служит его мощность. Чтобы иметь возможность ремонтировать любые повреждения, мощность должна быть от 100 ватт. При недостаточной мощности прибор не сможет расплавить толстую пластмассу. Для фенов мощность начинается с 1500 ватт.

Кроме мощности, важным параметром является скорость прогрева жала паяльника. Обычные электропаяльники, применяемые для электромонтажных работ, не годятся — их прогрев занимает насколько минут. Для работ по пластику время разогрева должно быть не больше 10 сек. Иначе вся работа превратится в ожидание разогрева.

Профессиональный паяльник для пластиковых труб

И еще одно требование относится к эргономике. Прибор должен удобно лежать в руке, не заслонять рабочую зону, позволять точно подводить жало к рабочей зоне и управлять им с большой точностью. Чрезмерный вес, быстро утомляя руку, не позволит работать долго и производительно

Как паять пластмассу

Эпоксидные смолы являются одним из многих способов починить сколы и убрать все трещины из пластмассы. Но есть более эффективные методы. Самым лучшим способом является спаивание трещин, используя при этом армирование.

Так как паять пластмассу? Перед работой, для начала, нужно отыскать армирующий материал. Лучше всего для этой роли подойдет обычная не толстая и не жесткая бронзовая сетка. Но при этом она должна быть достаточно прочной, чтобы удержать свою форму во время деформации. Лучше брать именно бронзу. Она никогда не заржавеет, они отлично прогревается и паяет (хотя латунная или медная сетка тоже отлично подойдут).

Для начала пластик нужно хорошенько вымыть.  Далее устраните все дефекты, пока пластик не станет идеально чистым. Это означает, что его нужно отчистить от всех возможных трещин, от всех возможных сколов по периметру около 5 мм от края. Теперь можно взять пластиковую сетку и порезать ее на равные полоски. Их ширина должна быть 8-11 мм.

Далее нужно взять паяльник. Включите его и, пока он будет нагреваться, положите нарезанные полоски на пластмассу. Полоски не должны перекрывать трещины со всех сторон. После прижмите их друг к другу с помощью паяльника. Точно так же вам нужно пропаять все швы.

Начните обязательно с лицевой стороны. Если пластмасса очень тонкая, то с другой ее стороны может вылезти небольшой бугорок. Его можно загладить, используя все тот же паяльник. Если же перед вам толстая пластмасса, то можно паять с обратной стороны. Не оставляйте бугорки на швах. Старайтесь делать ямки. Ямки после работы можно с легкостью убрать при помощи шпаклевки.

Одним из самых главных плюсов данной работы является то, что после работы детали можно легко придать изначальный вид, при этом с любой стороны. Еще один плюс – данная процедура займет у вас очень мало времени. Весь процесс происходит довольно быстро.

В том случае, если вы захотите использовать смолу или клей, лучше заранее, перед работой, проведите  не ложный тест на «жирность» материала. Для этого нужно капнуть немного воды на пластик. Если капля растеклась – можно без всяких проблем наносить средство. При этом ничего не нужно обрабатывать. Если же капля сохранит форму, то придется все обезжиривать. Для этого понадобится или спирт, или бензин, или обычный растворитель.

Как правильно отремонтировать?

Необходимо хорошо очистить и зашлифовать участки, где планируется провести реконструкцию. Шлифовку лучше делать наждачной бумагой. Очистить повреждённую поверхность следует качественно, чтобы не было остатков жира или грязи, тогда клей хорошо прикрепится. Заплатки можно изготовить из кусочков пластика или стеклоткани.

Чтобы правильно прикрепить заплатки, нужно верно рассчитать количество необходимых материалов, а также уровень давления в самой бочке. Для этого следует определить размер щели, которую необходимо заклеить, отрезать материал с запасом для каждой стороны. Трещину следует хорошо промазать клеем с обеих сторон и наложить латку.

Если выбор пал на сварку, то нужно иметь в виду, что полиэтиленовую канистру нежелательно ремонтировать таким способом, так как материал является очень хрупким, и спайка не решит проблему надолго. Если повреждения в баке большие, то следует взять присадочный материал в виде полиэтиленового пакета или куска пластмассы. Во время сварки запаивают трещину, используя нужный материал.

О том, как спаять лопнувшую пластиковую канистру или бак, смотрите далее.

Характеристики некоторых видов клея для труб из полипропилена

На сегодняшний день существует большой выбор средств, которыми можно производить склеивание полипропилена и полиэтилена. Остановимся подробнее на характеристиках некоторых из них.

Cosmoplast 500

Это однокомпонентный прозрачный клеящий состав, который может быть использован и для бытовых нужд, и на производстве. Высокие склеивающие свойства позволяют соединять детали под углом в 45 градусов, что обусловило его популярность среди мастеров по производству пластиковых окон. Отличается малым временем необходимым для высыхания: 3 секунды – начальное схватывание и 16 часов – полное застывание (при температуре 20 градусов).

Dow Corning 7091

Этот однокомпонентный продукт относится к типу клей-герметик. Если толщина наносимого слоя не превышает 5 мм. то Dow Corning 7091 выполняет роль клея, а при толщине до 25 мм – герметика. Этот состав лучше использовать для склеивания однородных материалов. Процесс склеивания полипропилена этим составом мало чем отличается от остальных клеев. Полученный шов отличается эластичностью, долговечностью, масло- и влагостойкостью, а так же способен выдерживать перепады температур от -55 до 180 градусов по Цельсию.

WEICON Easy-Mix PE-PP

Универсальный двухкомпонентный клей для полипропиленовых труб отлично справится с соединением полиэтилена, полиамида, ПВХ, стекловолокна и других материалов и пластмасс. Создан на основе метил акрила и обладает высокой адгезией. При комнатной температуре достигает полного застывания через 24 часа.

Это конечно не весь перечень представленных на рынке клеев для ПП. И прежде чем клеить полипропилен необходимо более подробно ознакомиться с особенностями клеевых составов. Это избавит от возможных ошибок, которые могут привести к некачественному склеиванию.

Полипропилен – разновидность пластмассы, который тяжело склеивается. Не так давно стал производиться клей для полипропилена способный заменить метод соединения «горячую сварку». Специальный клей облегчил работу мастеров, так как не надо привлекать к работе специальное оборудование, способное нанести травмы, так как основная направленность – это нагрев материала.

Шлифовка, шпаклёвка и покраска

После того, как бампер остынет, необходимо нанести слой специальной шпаклёвки по пластику на проблемные места — это можно сделать шпателем либо любым другим сподручным инструментом.

Когда шпаклёвка затвердеет, весь бампер можно начать обрабатывать шлифовальной машинкой. Шлифовку стоит осуществлять максимально аккуратно, дабы не испортить сам бампер. Особенно внимательно следует зачищать и заглаживать уголки, сколы, и сам шов. Там, где не удастся пройтись машинкой, можно работать вручную (наждачной бумагой).

Нанести ещё один слой шпаклёвки на бампер будет необходимо после обработки детали грунтовкой. Причём для этой цели должна быть использована нитрошпаклёвка. И после нанесения данного состава поверхность необходимо обезжирить и просушить.

Покраска запаянного бампера происходит в самом конце – это завершающий этап. Сейчас существует большой ассортимент красок специально для пластмассы – подобрать нужный цвет и текстуру не составит труда

Важно лишь помнить, что для покраски пластика не подходят масляные краски и краски из акрила

Для равномерного нанесения слоёв краски лучше всего использовать пульверизатор или баллончик. А если производится окрашивание бампера, уже установленного обратно на место, то другие части автомобиля, находящиеся поблизости, следует закрыть плёнкой или другим предохраняющим материалом. И ещё один совет: осуществлять покраску следует в сухом и тёплом помещении при температуре не ниже +12 градусов.

Клей для полипропиленовых труб

Полипропиленовые трубопроводы отличаются простотой монтажа, но только при соблюдении техники проведения работ. В правильно смонтированных системах, соединения в которых созданы при использовании клеевого компонента, протечки не возникают в течение 30 и более лет.

Клей прозрачный

Однако некоторые составы предназначены для коммуникаций с холодной водой, потому что высокая температура влияет на их свойства.

Характеристики

Клей для полипропилена и соединяемые пластиковые детали похожи по составу. Соеденительное вещество используется при монтаже и ремонте водопроводных сетей и канализации. Соединение пластиковых деталей происходят на молекулярном уровне. Это позволяет получить герметичные швы.

Чтобы улучшить характеристики, в клей для труб из полипропилена добавляется:

метакрилат, обеспечивающий устойчивость к температуре;
специальная приставка, увеличивающая прочность и плотность соединений, что важно для систем, работающих под большим давлением и в которых существует риск возникновения гидроударов;
бутадиенстирольный каучук, повышающий гибкость.

Клеевые вещества отличаются составом и взаимодействием с пластиком. Производители выпускают термореактивные клеи. Их основу составляют эпоксидные, полиэфирные или олигомерные смолы. Они начинают твердеть при температурном воздействии или благодаря специальному отвердителю.

Клей герметик

Производятся также термопластичные составы. Их основу составляют каучуковые смолы. При нагреве они становятся жидкими, что позволяет заполнить все пустоты. Однако их нельзя использовать для склейки трубопроводов, перемещаемых среду с высокой температурой.

Производители выпускают однокомпонентные и многокомпонентные полипропиленовые клеи. Первая разновидность веществ представляет собой готовые составы. Второй вариант — это наборы, состоящие из смолы и отвердителя.

В их состав также может входить наполнитель. Все компоненты необходимо смешивать непосредственно перед использованием.

Производители

Клеевые вещества для полипропиленовых труб выпускаются в густом, жидком и полужидком состоянии. Доступна отечественная и зарубежная продукция:

  • Liquid Nails LN 915 — светлый полужидкий клей специального назначения. Основным компонентом является синтетический каучук. Состав выдерживает температуру от -30°C до +60°C и используется вместе с пистолетом, так как выпускается в картриджах.
  • Момент — многофункциональный однокомпонентный клей-герметик. Основой эластичного вещества является каучуковый полимер. Полужидкий состав твердеет при комнатной температуре и продается в тубах.
  • Dow Corning 7091 — герметик для создания долговечных стыков. Температура использования однокомпонентного вещества составляет от -55°C до +180°C. Состав выдерживает воздействие агрессивных сред.
  • Cosmoplast 500 — популярный однокомпонентный клей. Жидкое вещество быстро сохнет и имеет прозрачную структуру.
  • WEICON Easy-Mix PE-PP — двухкомпонентное клеящее вещество. Основу универсального соеденителя составляет метилакрилат. Состав отличается хорошей адгезией.

Во время применения и приготовления продукции нужно четко соблюдать рекомендации из инструкции. Любое вещество позволяет не использовать специальное сварочное оборудование. Поэтому удается сократить расход энергоресурсов при монтаже коммуникаций.

Подготовка материалов

Минимальный набор материалов может включать металлическую сетку, пластиковые прутки в качестве припоя, грунтовку, шпаклёвку, краску и старый бампер.

Металлическую сетку можно приобрести в офлайновых и онлайновых строительных магазинах. Её ячейки обязательно должны были мелкими (от 1 миллиметра). Традиционно для описываемых целей использовали сетку из стали. Однако в последнее время многие стали делать выбор в пользу такого материала, как латунь.

Выбор грунтовки имеет свои нюансы. Она продается в разных видах и форматах, но для работы с автомобилем лучше всего покупать грунтовку в баллончиках.

Шпаклёвкой тоже пренебрегать не следует. Как бы вы аккуратно ни заделывали трещины, их всё равно дополнительно нужно зашпаклевать – только так можно добиться приемлемого эффекта.

Отдельно стоит сказать и о припоях. Каждая упаковка магазинных сварочных прутков (припоев) должна иметь маркировку, указывающая на тот или иной тип пластмассы.

Маркировки бывают следующие:

  • ABS (акрилонитриловый бутадиеновый стирол);
  • PA (нейлон);
  • PC (поликарбонат);
  • PVC (поливинилхлорид);
  • PE (полиэтилен).

Если вы не знаете разновидность своей пластмассы, подберите похожий по внешнему виду пруток и поработайте с ним на оборотной стороне детали.

Оптимальная толщина прутков определяется по шву. Толстые элементы следует использовать для глубоких полостей. А для втапливания армированной сетки или для того, чтобы припаивать стёжку на внешней поверхности бампера, применяют более тонкие элементы.

Что касается старого бампера, то потребность в нём может быть обусловлена, например, нехваткой пластика. Говоря иначе, это актуально только при очень серьёзных повреждениях.

Паяльник для пайки пластика

Бампер предназначен для защиты корпуса от столкновений и принимает все удары и повреждения на себя. Традиционная «жестянка» правка металла, шпаклевка, покраска — для этой части корпуса не подходит. Для ремонта понадобится специальное оборудование.

Паяльник для пластика нагревает поврежденный участок до определенной температуры. Пластмассу можно нагреть до разной степени:

  • До температуры пластичности. Материал детали становится мягким и пластичным, его форму можно изменять руками. Применяется для ремонта впадин, выступов, коробления и других деформаций детали без нарушения ее целостности.
  • До температуры плавления. Кромки деталей оплавляются, их можно спаивать в единое целое. Используется в случаях разрыва пластика.
  • До температуры разрушения. Плавится не только кромка, но и большие участки материала бампера. Даже если удалось сформировать шов, он будет непрочным и недолговечным. Отремонтированное изделие не сможет выдерживать эксплуатационные нагрузки.

Пайка бампера

Паяльное оборудование снабжается системами контроля температуры нагрева.

Как мы ремонтируем бамперы в АвтоТОТЕММ?

Чтобы понять, как специалисты АвтоТОТЕММ проводят ремонтные работы, посмотрите на фото ниже, где представлена сварка бампера автомобиля «Ауди Q5».

Такие повреждения, как правило, требуют замены бампера, так как повреждены поверхности, сопряженные с элементами креплений решётки радиатора и декоративных решёток ПТФ.

Выполнив сварку пластика бампера с помощью аппарата Leister, мы получили сварные швы, по твёрдости и пластичности идентичные пластику бампера. При этом сэкономив клиенту время и немалые средства на покупку новой запчасти. Ремонт был произведен в течение полутора дней.

Типы паяльников, используемых для ремонта пластмассовых изделий

В этот список входят:

Термофен плавит изделия за счет подачи струи воздуха, разогретого в пределах от 80 до 600°С.

  1. Традиционный паяльник для работ по электроприборам. Может быть с прямым или с изогнутым жалом, прямой конструкции или в виде пистолета. Применяется по пластику, когда возникает необходимость соединить термическим способом отдельные части или обломки пластмассовых деталей, когда надо заварить швы или снарядить обрабатываемое изделие армированной сеткой.
  2. Фен (другие названия – термопистолет, воздуходувный пистолет). Осуществляет пайку за счет подачи к обрабатываемой точке струи воздуха, разогретого в пределах от 80 до 600°С. Как правило, для использования в разных температурно-технологических режимах этот инструмент оборудован системой плавной терморегулировки. Кроме того, обычно термопистолет комплектуется набором разных насадок, с помощью которых поток раскаленного воздуха направляется точно на место пайки. Наиболее эффективным считается фен, мощность которого составляет не менее 1600 Вт.
  3. Паяльная термо-воздушная станция. Данный комплекс объединяет в себе улучшенную модификацию традиционного паяльника и фен-воздуходувку. В отличие от обычного инструмента, в этом случае у оператора есть возможность отрегулировать рабочую температуру точно в соответствии с технологической задачей, которую решает та или иная операция. Станция комплектуется разными насадками-наконечниками.

Пайка пластиковых поверхностей с помощью термопистолета

Одним из самых часто встречающихся дефектов пластиковых изделий является образование трещин на их корпусе. Для того чтобы устранить данный дефект, используя воздуходувный паяльник для пластмассы, рекомендуется выполнить действия в следующей последовательности.

Поверхность обрабатываемой детали на расстоянии не менее 15 мм от трещины тщательно зачищается. Чтобы трещина не разрасталась в длину, ее концы засверливают. Подготовка места ремонта завершается технологическим углублением раскола при помощи фрезы на глубину до 5-6 мм, с образованием V-образного желоба.

Перед началом пайки, необходимо собрать все необходимые инструменты и зачистить поверхность от загрязнений.

Если пластиковая деталь оказалась не просто треснувшей, а разъединилась на несколько частей, их необходимо собрать в одно целое, точно сопрягая отдельные части друг с другом. При необходимости распавшиеся компоненты закрепляют в требуемом положении с помощью специальных струбцин.

Затем надо подобрать сварочные прутки. Желательно, чтобы они были изготовлены из того же материала, что и ремонтируемая деталь. Конец прутка заостряют для удобства пайки, а сам пруток вставляют этим концом в надлежащее отверстие в насадке фена.

Проводить термопистолет вдоль трещины следует не спеша, следя за тем, чтобы присадочный пруток был наклонен к завариваемой поверхности под углом 45°. Лучше делать это с использованием специальной насадки для воздуходувки, в которой уже заранее выставлен требуемый угол пайки. При отсутствии такого наконечника следует, постоянно придавливая пруток в сторону соединительного шва, направлять горячую воздушную струю в большей степени в сторону припоя.

В случае когда деталь распалась на отдельные фрагменты, сваривать их придется в два этапа. На первом этапе короткими швами-прихватками по всей длине трещин скрепляют части друг с другом, фиксируя цельность ремонтируемой поверхности. И только после этого производят окончательную пайку. После завершения сварочной операции образовавшиеся пластиковые швы не должны слишком возвышаться над поверхностью детали, при этом они должны быть гладкими.

После остывания стыков их поверхность шлифуют и шпаклюют, подготавливая к финишной обработке (покраске).

Плюсы и минусы

Плоские электроды имеют существенный ряд преимуществ и небольшое количество недостатков. К последнему можно отнести лишь то, что необходим контроль над сварочным электродом для сварки пластика, чтобы он не перегревался и мог долго держать крепление.

К основным же достоинствам можно отнести следующие аспекты:

  1. Электроды не ограничены во времени, то есть, у них нет срока годности.
  2. Они имеют высокую прочность из-за особой структуры данных деталей. Это можно увидеть при повторном повреждении бампера, трещина возникает не на месте шва, а рядом на пластмассе, которая не подлежит ремонту.
  3. Детали удобны в эксплуатации. Они являются однокомпонентными. Для работы с ними требуется лишь очистить поверхность и нагреть до необходимой температуры плавления плоский электрод.
  4. Данные запчасти также обладают хорошей эластичностью. Благодаря этому свойству деталь можно прикладывать в места, куда достаточно трудно добраться, делать первоначальные хитрые крепления появившихся трещин.
  5. При использовании плоских планок качество ремонта будет высоким, а сам результат сохранится на долгое время без каких-либо дополнительных условий по уходу.
  6. В особых ситуациях можно восстановить не хватающие части пластика при помощи плоских планок. Это производится накладыванием одного слоя поверх другого, образовывая необходимую для восстановления форму.
  7. В составе рассматриваемых деталей отсутствуют вредные вещества, которые могут навредить здоровью. Однако не стоит пренебрегать советом по поводу своевременного проветривания помещения.
  8. Стоимость любого вида планок минимальная. Это дает возможность специалисту сэкономить внушительную сумму, что позволяет потратиться на более дорогостоящие детали. При оптовой покупке деталей действует скидка. У каждого специализирующегося магазина она может быть индивидуальной.
  9. Плоский электрод покрывает большую часть поверхности возле той части, где необходимо сварить шов. Благодаря этой особенности нагрузки со сломавшегося места равномерно распределяются на нетронутые части. Это также дает дополнительную прочность креплению.
  10. Если соблюдать правильную технологию сварочного процесса и эксплуатации рассматриваемых планок, то, при достаточном опыте и умении специалиста, можно значительно расширить возможности, позволяя сохранить исходную прочность материала.
  11. Также присутствует соотношение коэффициентов температурного расширения материала между планкой и ремонтированной деталью.

Принцип работы паяльником

Перед началом работы поверхность необходимо очистить от загрязнений и тщательно обезжирить, кромки нужно зашкурить.

При использовании паяльника его наконечником следует расплавить кромки соединяемых деталей. Далее их нужно прижать друг к другу и зафиксировать до полного остывания. Лучше всего заранее сжать края вместе и обрабатывать их одновременно. После остывания формируется сварочный шов, соединяющий две заготовки в единое целое.

При работе феном поток нагретого воздуха направляют на поврежденную область, равномерно прогревая ее до достижения температуры пластичности. Теперь можно придавать размягченному пластику любые требуемые формы. Для сварки на фен надевают щелевую насадку, формирующую узкий плоский поток нагретого воздуха. Этим потоком действуют так же, как жалом паяльника.

Еще одна разновидность ремонта — скрепление скобами. В аппарат для пайки вставляют скобы, они разогреваются и вдавливаются в материал таким образом, чтобы соединить части бампера в единое целое, обеспечивая сварному шву дополнительную прочность.

При ремонте трещин их следует зачистить и углубить до глубины в полсантиметра до образования V-образного желобка. В концах трещины следует просверлить отверстия, чтобы предотвратить дальнейшее распространение. Далее паяльником соединяют края до полного исчезновения трещины.

Шов следует сначала пройти с внутренней стороны, второй проход выполняется с лицевой.

Если форму поверхности не удалось восстановить полностью, на проблемные участки наклеивают куски стеклоткани. После восстановления формы и целостности бампера его красят так же, как и металлические детали. На зашкуренную и обезжиренную поверхность наносят слой грунта, после его высыхания — два слоя краски. В качестве финишной отделки проводят полировку.

Подводим итог

Часто подобный ремонт на скорую руку остаётся единственной возможностью закончить начатую работу в саду или обеспечить нормальную подачу воды в кран. Но следует помнить, что такая пайка не является панацеей, она может существовать только как временная мера. И насколько бы качественно она ни была выполнена, по прочности отремонтированный участок никогда не сможет сравниться с тем, что было до повреждения. Нельзя забывать и о том, что ремонтное место требует от владельца постоянного повышенного контроля.

Я буду рад, если всё, о чём сегодня было написано, пригодится дачникам и другим любителям делать всё своими руками. Любые вопросы по теме можно задать в обсуждениях ниже. Я постараюсь максимально подробно пролить на них свет.

Интересно было бы узнать, доверяете ли вы подобному ремонту или лучше сразу менять испорченные пластиковые изделия на новые. Прошу оставить свой отзыв

Для меня очень важно мнения со стороны. Если вам понравилась моя статья, то не забудьте её оценить

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

ФОТО: Альберт Маннанов

Предыдущая ИСТОРИИПросто и практично: складной походный стул своими руками
Следующая ИСТОРИИНе выкидывайте аккумулятор от ноутбука: полезные идеи от читателя Homius

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector