«запретная женственность»: какую скрытую роль выполнял кокошник на руси

Содержание:

Тульская сорока

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Виды и модели изделий: разные варианты и идеи

Технология, как сделать кокошник своими руками, представляет собой простую последовательность действий, который под силу реализовать даже начинающему мастеру.

Тем, кто в первый раз занимается такого вида рукоделием, рекомендуется подбирать простые и не сложные варианты, представленные в большом разнообразии:

  • картонный кокошник, украшенный декоративным рисунком;
  • модель на картонной основе с тканевым покрытием;
  • узорные и необычные по геометрии кокошники в традиционном стиле.

Кроме размеров и конфигурации, кокошники могут отличаться количеством используемых украшений и декоративной композицией.

Для девушек и женщин

Кокошник – относительно поздний тип праздничного головного убора, сменивший составной убор типа кики замужней женщины в традиционном костюме русских. Название «кокошник» впервые упоминается в ХVII веке и происходит от древнерусского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Образ женщины в дохристианских воззрениях – образ птицы. Характерная черта кокошника – гребень.

Неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже начиная с десятого века древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев X–XII столетия обнаружилось нечто, похожее на кокошник.

Женщина в кокошнике на антефиксе этрусского храма

Издревле все женские головные уборы подразделялись на те, что носили девушки, и те, что надевали замужние женщины. И названия девичьих уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почелок, коруна, головодец, тканка. Несмотря на разнообразие, головные уборы друг на друга очень похожи. В основе – древнейший девичий убор: венок из цветов. Он представлял завязывающуюся сзади повязку. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Коруна (венец) — девичий головной убор

Для его изготовления в дело шли ленты, парча или другая ткань, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками, живые или искусственные цветы.

Согласно поверью, волосы замужней женщине нужно было прятать. Женщина с непокрытой головой могла принести в дом несчастье. Главной особенностью женского головного убора было то, что он плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Кокошник считался праздничным головным убором, и в повседневной жизни его не носили. Он был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент – металлическая ленточка – обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент-оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» – знак плодородия, по бокам S-образные фигуры лебедей – символы супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого – новое поколение.

К.Е. Маковский. Русская красавица

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Что это за головной убор?

главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.

Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.

В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.

Историческая справка

Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек

Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.

Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.

Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.

Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.

Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.

Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

Изготовление кокошника

Простой вариант

Выкройку необходимо перенести на прозрачную бумагу и обвести на картоне.

ВНИМАНИЕ! Нижний полукруг — это надлобная часть, она должна быть из атласной ткани. На картонную основу ее не переносят

  • Вырезаем получившуюся деталь. Это будет уже готовая основная конструкция, если мы мастерим по упрощённой схеме.
  • Прикладываем нашу картонную основу к изнаночной стороне бархата. Обводим и вырезаем. Таких заготовок должно быть две.
  • С изнаночной стороны сшиваем, нижний край оставляем открытым.
  • Выворачиваем нашу бархатную отделку на лицевую сторону и вставляем внутрь форму, то есть  картонную заготовку.
  • Надлобную часть убора, которую мы перенесли на прозрачную бумагу, но не переводили на картон, копируем на атласную ткань. Обрабатываем края. Уместно воспользоваться специальной машиной, при ее отсутствии можно подрубить аккуратными стежками вручную.
  • Нижний край кокошника, усиленного картонной заготовкой, аккуратно сшиваем мелкими стежками. Пришиваем надлобную часть.
  • Изготавливаем ленты, для этого атлас режем на две широкие полосы и сшиваем.
  • Разглаживаем и пришиваем каждую ленту к краям головного убора, которые сходятся на тыльной стороне головы. С помощью этих лент он будет надежно фиксирован.

Сложный способ

  • При изготовлении более сложным способом в виде каркаса используем не картон, а металлическую проволоку.
  • Её мы раскладываем вокруг картонной заготовки и добиваемся соблюдения форм и пропорций при помощи плоскогубцев. Безусловно, тут нужны определённые навыки и сноровка. Но изделие будет более прочным и устойчивым к погодным факторам.

Как называется задняя часть кокошника?

Кокошник – старинный женский головной убор. Как называлась его задняя часть?

4. Задание по русскому медвежонку))

Кокошник стали женские главную бор как называлась его задняя часть

Коко́шник (от древнерусского слово ко́кошь — «курица») — это старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. В разных регионах Руси кокошник называли: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.

Форма кокошников в разных регионах довольна, разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, а висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, подзатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу-кокошник.

По своей конструкции выделяют четыре вида кокошников:

  • однорогий кокошник,
  • кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом,
  • кокошник с плоским овальным верхом,
  • двугребенчатый, или седлообразный кокошник

Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом имел небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосуткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее.

=> Таким образом, из описания одного из вида кокошников приходим к выводу, что задняя часть кокошника называется подзатыльник.

Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.

Кокошник прошел очень долгую историю становления и развития. Сегодня это самый популярный национальный аксессуар в мире. Например, не так давно выходила замуж британская принцесса Евгения Йоркская, ставшая миссис Бруксбэнк. На свадьбе все гости были покорены не только нежностью и красотой, обаянием английской принцессы, но и ее утонченным образом, ее роскошной тиарой, которая, как высказались многие модельеры (и не только они), поразительным образом напоминала стильный русский кокошник…

Словом, это украшение слишком изящно, слишком аутентично и интересно, чтобы не уделить ему достаточно внимания. Пора исправить досадное недоразумение и рассказать о кокошнике все, что мы только знаем!

Триумф кокошника

В Екатерининскую эпоху интерес к русской истории и российским древностям возрождается

Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII века. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой

Кокошник возвращается в женский придворный костюм.

Стефано Торелли. Портрет Екатерины II

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в одежде. И снова в высшее общество вернулось некое подобие старинных русских кокошников.

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Подобные платья вплоть до отречения Николая II шила для императрицы и великих княгинь мастерская Ольги Бульбенковой.

А. Ладюрнер. Белый зал в Зимнем дворце, 1838 г.

Во второй половине XIX – начале XX столетия в России вместе с подъемом экономики вновь возникла мода на русский стиль, вызвавшая интерес к русскому костюму.

К.Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме, 1900

В начале XX века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», вызванное волной русской иммиграции после революции 1917 года. Яркие краски, невероятные фасоны, роскошные головные уборы притягивали взгляд и не могли оставить равнодушным ни одного эстета. С 1910 по 1920 годы только в Париже открылось около 20 модных домов, культивироввших русский стиль.

Между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который в 1919–1929 годах входил в арсенал модниц всего мира.

Звезды Голливуда в кокошниках

В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора. В подобном венце выходила замуж будущая английская королева Мария Текская – бабушка королевы Елизаветы II.

Английская королева Мария в подвенечом одеянии

Типология кокошников

В разных губерниях кокошник имел свои особенности и внешний вид. Наиболее известные типы – новгородская «кика» или «головка». Усеченный конической формы, расширяющийся вверх – московская «кичка». Невысокая цилиндрическая шапка с плоским дном, с наушниками и позатыльником – каргопольский кокошник.

Однорогий кокошник костромско-ярославского типа

Шапочки с высоким полукруглым твердым гребнем – однорогий кокошник владимирско-ярославского типа. С треугольным гребнем – однорогий костромско-ярославский тип.

Однорогий кокошник владимирско-ярославского типа

Колпак с высоким очельем и шишками – псковский кокошник. «Моршень» с выступом на темени, собранным в сборки, – архангельско-вологодский кокошник.

Моршень

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок»,«наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй» или, например, «сорока».

Кокошник псковского типа с шишками

Двурогий кокошник

Каргопольский кокошник

Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор, но кокошник выжил в крестьянской и купеческой среде.

П.С. Дрождин. Портрет купчихи в кокошнике

Мистическое и социальное значение

Что такое головной убор кокошник для древнерусского населения того времени? Прежде всего, это выражение социального статуса. По внешнему виду короны судили о возрасте владелицы, происхождении, семейном положении, принадлежности к сословию.

Суеверный русский народ этому аксессуару приписывал также мистическое значение. Предки считали, что волосы замужней женщины, особенно распущенные, опасны — могут привлечь нечистые силы. Поэтому их не просто заплетали в тугие косы, но и прятали под головные уборы, закрывавшие лоб, затылок, уши. Традиция ходить в храм с покрытой головой до сих пор соблюдается.

Демонстрировать красоту шевелюры разрешалось только будущим невестам для привлечения женихов. Сразу как венчание случалось, косу девушке во время специального обряда переплетали и прятали под кисейным кокошником или в платок, завязанный под подбородком. Так она ритуально «прощалась со своей девичьей красотой». Больше девушке незачем было красоваться.

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Мировая мода с русским акцентом

Пожалуй, нет более интересного и эффектного национального аксессуара, чем русский кокошник. Только он, аутентичный, так часто становится «гостем» на подиумах лучших в мире модельеров, признанных мастеров высокой моды:

именно этот аксессуар популяризировала французская художница Жанна Ланвен;

модный дом Франции «Огюст Боназ» в начале 20 века изготавливает кокошники из пластмассы, которые быстро разойдутся среди модниц;

признанный легендарный кутюрье Карл Лагерфельд (между прочим, именно он сейчас представляет модный дом «Шанель») создал коллекцию «Париж-Москва» в 2009 году, где украсил головы моделей изысканными фантазийными кокошниками.

Кокошник носили и героини знаменитых, даже можно сказать, легендарных фильмов – например, в трилогии «Звездные войны» королева Амидала надевает изумительный русский наряд, а на ее голове красуется головной убор, напоминающий кокошник русских красавиц.

В 30-е годы кокошник становится особенно популярен. Этот красивый головной убор становится традиционным на Западе в качестве свадебного головного убора-тиары. Если вспомнить Евгению Йоркскую или невесту принца Гарри – МеганМаркл, герцогиню Сассекскую, то становится понятно, что популярность кокошника никуда не делать с течением веков – наоборот, даже монаршие особы вдохновляются этим традиционно русским головным убором! Вдохновитесь и вы – ведь в разделе «Русские кокошники» всегда есть, на что посмотреть!

Интересно! Огромной любовью к кокошникам (и к России в целом) славится знаменитая певица Наталия Орейро. В 2018 году она записала не один клип, где предстала в образе русской красавицы с роскошной тиарой-кокошником на голове. Самый известный из них – это клип на песню «Поднимите руки вверх» (или UnitedByLove). Если вдруг вы пропустили этот великолепный красочный мини-фильм, то сейчас – лучшее время, чтобы с ним познакомиться вот по этой ссылке: https://rutube.ru/video/c109917b3503aea2694a3eaf94c9e95e/.

История возникновения кокошника

Кокошник – это известный всем головной убор с очельем большой высоты, в несколько дюймов, полностью или частично закрывающий волосы, а часто – голову полностью, до ушей.

Когда именно возник кокошник, доподлинно неизвестно. Загадкой остается и то, как возникла традиция его ношения. Известно только, что уже в 12 веке нашей эры на Руси, под Новгородом, находили могилы знатных дам, чьи головы были украшены чем-то наподобие кокошника.

Интересно! Считается, что прообразом кокошника могли служить византийские тиары. Русь активно торговала с Византией, поддерживала тесные отношения с этим государством, поэтому вполне возможно, что дочери знатных мужчин могли познакомиться с модой византийских девушек, украшавших волосы таким интересным аксессуаром.

Кокошник был традиционным элементом русского костюма, поэтому его носили абсолютно все дамы:

Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству.

В русских губерниях существовали собственные «модели» кокошника. До нас дошли следующие варианты (в разделе «Русский народный костюм» вы сможете познакомиться с самыми разными его конструкциями):

Однорогий – его чаще всего носили в Центральной России. Он имел обязательную сетку-поднизь – красивую сетку, ниспадающую на лоб.

Двурогие конструкции – у них «рога» находились по обеим сторонам лица. Это был очень широкий головной убор с очельем, напоминающим полумесяц.

В виде цилиндрической шапки – его украшали обязательно платком и носили в основном в Северных губерниях.

«Шеломок», напоминающий седло, носили жительницы Харьковской, Орловской и Курской губерний.

Кокошник пережил очень сложную историю своего становления и развития. Подробнее вы сможете ознакомиться с ней, посмотрев вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=j1I-R1o5sKs.

Значение вышивки

Делали кокошники из бересты или плотного картона. Обшивали тканью и изысканно украшали. Неотъемлемой частью гребня была вышивка с орнаментами в виде:

  • Древа жизни на тыльной стороне — ассоциировалось с райским деревом, дающим волшебные плоды;
  • Птицы — символа добра;
  • Коней — хранителей очага;
  • Солнца — источника жизни;
  • Лебедей — знак верности.

Рисовали цветными нитками, золотом, серебром, камнями. Получившиеся картинки служили сакральными оберегами для женщин. Дорогие головные уборы мастерили из шелка, парчи, украшали камнями, позументами. Корону шили самостоятельно либо покупали в деревенских лавчонках, на ярмарках.

Вязаный кокошник

А для рукодельниц, у которых, напротив, времени на подготовку достаточно, можно предложить схемы вязаных крючком кокошников. Как правило, они просты. Пряжу следует брать тонкую, хлопчатобумажную, без ворса и с хорошо закрепленным красителем.

Связав ажурную часть, остатками пряжи нужно обмотать ободок или обруч. Кокошник крепко накрахмалить или пропитать клеем ПВА и высушить. Приклеить ободок и дополнить украшениями по вкусу.

По одним и тем же схемам можно создать целую галерею праздничных уборов на все случаи жизни. Менять только цвет пряжи и декор. Снежинки и искрящиеся стразы для зимы, цветочные букеты, бабочки, стрекозы – для лета.

Кокошник для осеннего торжества можно оклеить декоративными ягодами рябины, желудями, разными по цвету и форме листьями. К весне можно приготовить нежную свежую зелень, первоцветы, маленьких птичек, божьих коровок.

Детали

Само изготовление не представляет из себя что-то очень сложное, если под руками имеются все необходимые материалы и хотя бы базовые навыки шитья и выкройки, умение работы с ножницами, мелом и линейкой.

Поэтапное изготовление кокошника своими руками выглядит следующим образом:

  • Выполняется подробная выкройка будущего изделия, подбирается нужная форма, затем из ткани вырезается форма с помощью картонного шаблона;
  • Основа аккуратно склеивается с шаблоном, чтобы придать твердость и упругость;
  • Обе стороны проклеиваются белой или любой другой тканью, в зависимости от требования;
  • Тыльная сторона дополнительно оклеивается креп-сатином, чтобы придать красивый вид;
  • Затем, на тыльную сторону наносятся различные украшения и узоры, с помощью кружева, серебристой каймы и т.д.

Что понадобится для изготовления кокошника

Перед началом работы нужно собрать все необходимые материалы и инструменты, подготовить рабочее место, чтобы творческий процесс приносил хорошие плоды и радость.

Прежде всего, стоит определиться с основой. Она может быть из:

  • картона (его проще всего найти; работать с ним легко и быстро; подходит для однократного использования);
  • пластика (такой кокошник не помнется и прослужит долго; для работы потребуется горячий клей и хороший инструмент для резки);
  • проволоки (из нее делают каркасы замысловатой формы, которые затем обтягиваются тканью; нужно владеть навыком работы с плоскогубцами и круглогубцами);
  • плотной бумаги (самый простой вариант – ватман, обои).

Формы изделия

Гребни кокошников могут очень сильно отличаться по форме. Их различия были первоначально обусловлены особенностями традиционных причёсок различных регионов страны. Традиционный гребень украшали лопастями и другими деталями. Различают такие формы убора:

  • Однорогий. Традиционный кокошник. Обычно сочетался с поднизью-сеткой, которая свисала с ободка и закрывала верхнюю часть лица девушки почти до уровня бровей.
  • Двурогий. Убор с высоким очельем в форме треугольника или полумесяца с опущенными на уровне плечей концами. Отличается большими размерами — размах гребня мог составлять до 60 см.
  • Конусообразный. Имеет удлинённую переднюю частью. Традиционно украшается не только золотой нитью и жемчугом, но и шишками — символом плодородия.
  • В виде шапочки. Кокошник с высоким очельем, которое заканчивается плоским верхом со слегка закруглёнными краями.
  • Цилиндрический. Отличается небольшими лопастями, едва прикрывающими уши. Крепится к голове твёрдой полосой ткани, пришитой сзади, а спереди украшен сеточкой.
  • Однодворческий. Надевается вместе с кичкой и налобником. Не имеет лопастей, подкладки под затылок или сеточки.
  • Овальный. Имеет плоскую овальную верхушку, выступ надо лбом и лопасти над ушами. Сзади закрепляется прямоугольным куском ткани.
  • Двугребенчатый. Верх такого кокошника по форме напоминает седло с немного приподнятой передней частью и высоким гребнем сзади.

Сарматские курганы и золото

На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.

Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Украшение кокошника бисером: особенности и варианты узоров

Кокошник для детей, выполненный своими руками из картона или текстиля, может дополняться различными аксессуарами. Особенно интересной окажется бисерная вышивка. Наилучшие модели представлены на фото ниже.

Чаще всего кокошники дополняют бисерным плетением в зоне чёлкиФОТО: babiki.ru

При необходимости, к кокошнику пришивают длинную белую тканьФОТО: pinterest.ru

Крепиться изделие может не только резинкой, но и широкой лентойФОТО: livemaster.ru

Народные головные уборы могут ничем не декорироваться. Для таких вариантов подбирается пёстрая тканьФОТО: pinterest.ru

Кокошник из настоящих полевых цветов и колосковФОТО: pinterest.nz

Какое место кокошник занимает в современной моде?

Этот головной убор как часть традиционного русского костюма всегда присутствовал на сцене. Артисты певческих и танцевальных коллективов, исполняющие в репертуаре народные песни и танцы, демонстрируют на концертах кокошники невероятной красоты, выполненные в народных и современных техниках:

  1. Как часть карнавального наряда или костюма Снегурочки, оригинальный головной убор популярен уже не одно десятилетие.
  2. Королева Амидала из «Звёздных войн» во втором эпизоде появляется в золотом дорожном костюме с головным убором, в основу которого положен русский кокошник.
  3. Французский модный дом Карла Лагерфельда для представления новой коллекции 2008–2009 годов Paris-Moscou использовал кокошник как отправную точку для создания фантазийных образцов головных уборов моделей на подиуме.
  4. Прошедший в России футбольный чемпионат сделал его трендом, который примеряли на себя и женщины, и мужчины, и дети. Хоть болельщики с самой первой игры появлялись на трибунах в российских головных уборах, взлёт был определён знаменитой «троицей в кокошниках» на матче сборных России и Испании. Продажи национального головного убора взлетели, подогреваемые спросом иностранных болельщиков на русские сувениры. Так кокошник стал эмблемой ЧМ-2018.

Народный кокошник

Русский кокошник своими руками так же несложно сделать. Они отличаются объемом и размером, всегда красивые и расписные. Нужно применить все те же этапы по изготовлению, что и раньше, с учетом национальных особенностей изделия.

Как правило, это светлая, в основном белая основа, на которую наносится красивый красный узор по всей площади. Очень часто украшается еще и бисером, а на края и ободок вешаются ниточки и сеточки, которые так же украшаются различными элементами, бусинками и т.д.

Рекомендуем прочитать:
  • Корона своими руками: ТОП-100 фото новинок и эксклюзивных вариантов. Пошаговая инструкция, как сделать красивую корону (видео + мастер-класс)

  • Как сделать деревянную дверь своими руками — подробная инструкция от мастеров как и из чего изготовить входную и межкомнатную дверь
  • Сшить шторы своими руками: лучшие идеи пошива и стильные варианты изготовления штор (100 фото)

Нередко у кокошника можно встретить и подобие фаты, которая крепится к нему сзади, и полностью закрывает волосы девушки от посторонних глаз. Оно выполняется исключительно из светлых тканей, в основном белого и голубоватого цветов.

Полезные советы по вязанию кокошника крючком

  • Вязать кокошник необходимо строго по схеме. Должно получаться ровное полотно.
  • Если нить тонкая, то лучше накрахмалить изделие и положить на вытяжку. Так получится очень ровное полотно и все петельки будут аккуратными.
  • Не стоит излишне перегружать разными бусинками готовое изделие. Всё это красиво, но тонкое полотно может просто согнуться в самый неподходящий момент.
  • Если хочется очень блестящего изделия, то лучше добавить нить люрекс к основной пряже. Или приобрести не белую нить ирис, а уже с добавленным волокном люрекса.
  • Для девочки лучше сделать кокошник на ободке. Всё делается по плану схемы, но последним этапом будет сборка.

Кокошник за полчаса для детсада

Если нужно срочно сделать украшения всей прекрасной половине детсадовской группы, даже простые варианты с тканями и шитьем не подойдут. Нужен народный кокошник, своими руками склеить который сможет любая мама или воспитательница за полчаса.

В работе потребуются:

  • картон;
  • самоклеящаяся бумага разных цветов;
  • скотч;
  • широкая резинка;
  • по желанию – атласная узкая лента или полоски бумаги.

Чтобы смастерить кокошник, следует:

  • распечатать или нарисовать шаблон;
  • вырезать по нему заготовку кокошника на цветном картоне;
  • вырезать лепестки, цветочки, кружочки и капельки из самоклеящейся бумаги – мотивы народных орнаментов;
  • приклеить их на заготовку;
  • заламинировать скотчем;
  • пришить или приклеить на двусторонний скотч резинку;
  • дополнительно можно по бокам украсить кокошник лентами или бумажными полосками.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector