Заливка пола

Перед обустройством пола необходимо сделать смотровую яму. Под нее выкапывают котлован, габариты которого превышают 1 м конечного размера сооружения. Если близко грунтовые воды, по периметру ямы делают дренаж из перфорированных труб, выводя слив за пределы гаража. Дно котлована засыпают слоем песка и щебня, укладывают армирующую сетку, после чего заливают бетоном. Стены смотровой ямы выкладывают из шлакоблока или бетонных плит так, чтобы они на 100 мм были выше грунта, где будут заливаться полы.

Теперь пришло время забетонировать сами полы гаража:

  • Чтобы раствор не стекал внутрь, вокруг стенок смотровой ямы закрепляют опалубок. Поверхность засыпают 50 мм слоем песка, трамбуют и укрывают гидроизоляцией, завернув ее края на фундамент. По периметру основания крепят демпферную ленту для предотвращения деформации бетонного пола при температурных расширениях.
  • Из арматуры диаметром 12 мм сверху гидроизоляции вяжут сетку ячейками 100х100 мм. Всю поверхность заливают бетонным раствором. Под вес автомобиля рекомендуется толщина бетонных полов не менее 300 мм.

До полного застывания бетона никаких работ не производят. В зависимости от погодных условий это может продлиться до 1 месяца.

Правила монтажа

Чтобы гараж из профнастила служил долго, необходимо соблюдать правила монтажа. Для крепления металлопрофиля используют специальные саморезы с восьмигранной головкой и уплотнительной шайбой. Они сделаны из высококачественной стали, затем оцинкованы. Для обеспечения герметичности под металлической шайбой имеется резиновая.

Саморезы для металлопрофиля и правила их установки

При установке профлиста надо следить, чтобы резиновая уплотнительная прокладка плотно прилегала к материалу, но при этом металл не должен приминаться. Вкручивают саморезы при помощи ручной дрели, на малых оборотах. Для монтажа понадобится специальная насадка под восьмигранную шляпку, лучше подмагниченная — так проще работать.

Правила крепления листов

При монтаже на стены саморезы устанавливаются или в паз или в гребень волы — без разницы, но на кровле из ставят только в гребень. При монтаже в паз используют метизы диаметром 4,8*28 мм, при установке в гребень длина самореза выбирается в зависимости от ее высоты. К высоте волны добавляют 35 мм и получают минимальную длину. Более длинный крепеж использовать можно, более короткий — нет.

Определение длины самореза для профлитста при монтаже в волну

Крепят листы к каркасу — к обвязке. Частота с которой ставят саморезы — через волну, один ряд относительно другого — в шахматном порядке. Чтобы прочность соединения двух листов была выше, после того как закрепили листы, дополнительно вкручивают саморезы или ставят заклепки в место стыка.

Соединение двух листов профнастила при помощи саморезов

Теперь о том, как располагать листы профнастила на каркасе. Волну можно пустить вертикально или горизонтально — без разницы. Если покупать металлопрофиль будете у производителя, они могут сделать листы нужной вам длинны (максимальная длина 12 м). В этом случае меньше будет швов, а также немного меньше расход (меньше перехлестов).

При стыковке двух листов вдоль волны, один заходит за другой на 1 волну

Обратите внимание, что боковые волны разные — одна чуть шире, вторая чуть уже и имеет капельник — бороздку. Та, которая уже, идет вниз, перекрывается более широкой

Если есть горизонтальные стыки, величина нахлеста должна составлять не менее 20 см. Для лучшей герметичности стык промазывают кровельными герметиками или битумной мастикой. Располагать листы надо так, чтобы вода не затекала в соединение (верхний лист закрывает нижний), для этого монтаж начинают снизу, двигаются наверх.

Стыки и узлы

При оформлении двускатной кровли гаража их профнастила, потребуется коньковый элемент. Он продается двухметровыми кусками. Фрагменты конька устанавливаются с перехлестом в 20 см, стыки лучше промазать битумной мастикой. Крепеж ставится в гребень с шагом 20 см.

Крепление конька к профлисту на крыше гаража

Стыки на углах гаража закрываются специальными уголками. Крепятся они небольшими саморезами 4,8*35 мм с шагом 25-30 см.

В месте стыка кровельного профлиста и стенового имеются дырки. Их заделывают при помощи пены, зашивая затем свесы нарезанными на полосы профлистом или каким-нибудь другим материалом. Есть также уплотнительные ленты, сделанные из вспененного полиэтилена. Они есть специальные под определенные профили, повторяют форму волны, а есть универсальные — просто полоса.

Традиционный способ избавиться от щелей в гараже из металлопрофиля — монтажная пена

Планировка помещения

Первым делом необходимо определить, куда лучше поставить гараж из металлопрофиля на участке. Затем составляется бумажный план будущего строения. Для этого можно использовать и специальные компьютерные программы, позволяющие в точности выполнить расчет необходимых материалов в зависимости от габаритов строения. Чтобы воспользоваться таким сервисом, можно обратиться и к профессиональным строительным бригадам, но это значительно увеличит стоимость постройки. Главным преимуществом металлопрофиля в качестве строительного материала считается возможность выполнить монтаж самостоятельно, поэтому именно на этот пункт пойдет ориентир в нашей статье.

Какие параметры учитываются:

  • Габариты и количество транспорта. В среднем для одного легкового авто подойдет помещение размерами 3×5 метров, высота определяется по самой высокой точке при загрузке машины.
  • Необходимость оборудования смотровой ямы, погреба или стеллажей для инструмента. Также необходимо выделить место для складирования сезонных покрышек и запасных деталей для авто.
  • Оборудование въезда должно быть максимально удобным и без поворотов и сложных маневров.
  • Конфигурация здания. Предельно просто и быстро можно сделать обычный прямоугольник. Скат крыши желательно немного приподнять спереди, чтобы обеспечить сток дождевых вод. Гараж по форме «ракушки» также несложно сделать своими руками, но в этом случае желательно прикинуть заранее раскрой листов металлопрофиля.
  • Форма крыши также имеет значение, обычно предпочтение отдается одно и двускатным конструкциям, которые выполнить проще всего. Большим преимуществом металлопрофиля будет легкий вес, поэтому не потребуется сооружение громоздкого каркаса.

После «теоретической» части, можно приступить к покупкам. Для этого определяется необходимое количество листов металлопрофиля, материал каркаса сооружения и крепежных элементы. Гаражные ворота также предпочтительней выполнить из однотипного материала, так не будет нарушена гармоничная целостность сооружения, а также не придется усиливать каркас стены для более громоздких вариантов ворот.

Плюсы и минусы конструкции из профильной трубы

Гараж из металлического профиля обладает рядом преимуществ в сравнении с другими подобными конструкциями:

  • низкая стоимость материалов;
  • быстрый и простой монтаж;
  • надежность и прочность сооружения;
  • возможность демонтирования и переноса конструкции.

К числу основных достоинств такого сооружения относится низкая стоимость возведения всей конструкции, что обусловлено отсутствием необходимости в закладке массивного фундамента.

Подобные гаражи обладают двумя существенными недостатками:

  • сооружение требует утепления кровли и стен;
  • металл плохо переносит воздействие влаги (возникает коррозия).

Первый недостаток присущ большинству подобных сооружений. А трубы можно защитить от коррозии, обработав соответствующим материалом.

Почему профилированный материал выгоден для строительства гаража

Актуальность гаража не вызывает сомнений практически ни у одного автовладельца. Конечно, можно экономить, оставляя машину у дома под открытым небом, но такая практика ускорит ее износ. Реально приобрести готовый автодом в кооперативе, но, скорее всего, он не будет располагаться вблизи дома.

Выход есть! Можно возвести гараж из труб металлических диаметром 100 мм. Составлять особого труда это не будет.

Сам материал обладает рядом неоспоримых достоинств:

  • низкая стоимость по сравнению с кирпичом, железобетоном;
  • экономия на фундаменте, так как ведь конструкция из профтрубы имеет легкий вес;
  • высокая прочность каркаса позволяет выполнить обшивочные работы без риска повредить остов здания;
  • возможность быстро осуществить демонтаж строения при необходимости перенести его в иное место;
  • отсутствие мокрых операций в процессе строительных работ, за исключением возведения фундамента;
  • отсутствие усадки готового здания во время и после строительства;
  • краткие сроки возведения.

Касательно актуального для строительства вида труб, то отечественный рынок предлагает варианты с квадратным, прямоугольным срезом. Опытные мастера советуют остановить выбор на квадратных профтрубах, так как их сборка более легкая. Возводить конструкцию из прямоугольного профиля труднее.

На заметку! В широтах с суровым климатом автодом из профилированной трубы потребуется дополнительно утеплять специальными материалами. Также отметим, что металлические поверхности должны быть качественно обработаны спецсоставами для борьбы с коррозией.

Возводим каркас

Теперь поговорим о том, как построить каркас будущего дома для автомобиля. Для этих работ понадобятся:

  • металлические уголки 80 мм;
  • болгарка;
  • электросварка;
  • петли для ворот;
  • теплоизолирующий материал (если предусмотрено утепление стен);
  • саморезы;
  • шуруповерт;
  • профлист.

На первом этапе необходимо установить нижнюю обвязку. Для этого к квадратным трубам (которые заранее вмонтированы в фундамент) горизонтально по всему периметру будущего гаража привариваются металлические уголки.

Затем к нижней обвязке привариваем вертикальные стойки. Они также будут выполнены из уголка. При этом нужно соблюдать шаг соответствующий ширине профлиста. После этого к верхней части по всему периметру приваривается еще один уголок (это будет верхняя обвязка). Конечно, при всех работах необходимо строго следить за горизонтальностью и вертикальностью всех стоек и перекладин.

Для самих ворот также делается каркас из металлических уголков, которые нужно усилить ребрами жесткости. На каркас привариваются петли, и вся конструкция вешается на стойки проема. После этого их нужно обшить профлистом. Более подробно с изготовлением ворот и их установкой можно познакомиться, просмотрев видео.

Теперь стоит сделать стропила для крыши. Тут можно выбрать два варианта, в зависимости от типа крыши. Она может быть:

  • односкатной;
  • двухскатной.

Первый вариант наиболее простой. При использовании односкатной крыши каркас гаража делается с уклоном в одну из сторон. Выбор наклона зависит от положения самого гаража. Сторона выбирается так, чтобы вода, которая будет стекать с крыши, не попадала на соседние строения. Иногда гараж со всех сторон (кроме передней) окружен строениями, в этом случае уклон делается в сторону ворот. При этом на крыши следует установить желоб для отвода воды.

После этого к верхней части, поперек гаража, привариваются металлические уголки, а уже на них ложится кровельный материал. В качестве последнего можно выбрать профнастил, только в этом случае кровельный.

Если принято решение делать крышу двухскатной, то все стенки гаража делаются на одном уровне. Затем устанавливают стропильные пары, усиленные откосами. Число таких пар должно соответствовать количеству вертикальных стоек. Как это должно выглядеть, можно посмотреть на фото.

Какой металлопрофиль выбрать для строительства гаража


При выборе металлопрофиля для гаража первым делом смотрите на глубину

При строительстве гаража потребуется металлопрофиль для трёх основных элементов строения:

  • стен;
  • кровли;
  • ворот и калитки.

Толщина полотен может быть разной. Для возведения кровли рекомендован материал соответствующей маркировки, в которой присутствует литера R. Это прочный и дорогостоящий профлист, который в целях удешевления строительства можно заменить на металлопрофиль «НС».

Для того чтобы минимизировать вероятность кражи гаража, заказывают изготовление полотен, длина которых соответствует длине будущей постройки, и укладывают их горизонтально друг над другом с нахлёстом на 1-2 волны. Горизонтальные швы желательно загерметизировать влагостойким силиконовым герметиком. Это предотвратит подтекание влаги в зазоры между листами профнастила.

Но длинные горизонтальные полотна используют нечасто, так как доставка этого материала требует заказа дорогостоящих машин-длинномеров. Чаще всего гаражи из профлиста возводят из вертикально установленных полотен, соответствующих высоте строения. В этом есть свой «плюс»: влага скользит вдоль рёбер металлопрофиля и не затекает на внутренние стены.

Необходимо побеспокоиться и о том, чтобы лёгкое металлическое строение успешно противостояло порывам ветра. С этой целью стены крепят к грунту или бетону с помощью металлических скоб или шпилек.

Фундамент

  1. Свайный — это фундамент из забиваемых, установленных или ввинченных свай, заглубленных в грунт, на которые по периметру уложены поперечные балки. Далее каркас крепится на болты, либо для большей прочности оголовки свай заливаются в опалубке.

Достоинства:

  • устройство свайного фундамента не зависит от времени года;
  • весь процесс занимает 1-7дней;
  • это самый дешёвый способ формирования основания.

Недостаток:

для установки свай необходима спецтехника: пресс, копёр, или ворот.

Ленточный фундамент — самый распространённый, хорошо выдерживает нагрузку несущих конструкций, не требует большого объёма работ, может быть выполнен своими руками. Способ установки:

  • отливка в опалубке (на глубину 70см);
  • укладка в ленту бетонных блоков.

Достоинства:

  • для каркасного строительства подходит даже мелко заглубленный вариант;
  • усиленный арматурой, он может с лёгкостью выдержать нагрузку металлического каркаса;
  • для готовности заливного фундамента достаточно 1-2 недель, из блоков — на 3-ий день;
  • экономическая выгода работ.

Недостаток:

  • кропотливая подготовка с рытьём траншеи и устройством опалубки;
  • «грязные» этапы работы с приготовлением и заливкой раствора.

Плитный фундамент — вне конкуренции по несущей способности, может выдержать нагрузки дома в 2-3 этажа. Ему не важны геологические проблемы участка, он функционален на заболоченном грунте.Весь процесс армированной опалубки и заливки бетоном (на 40 см) по силам даже непрофессионалу. Но до устройства монолита:

  • нужно решить вопрос с разводкой всех коммуникаций;
  • продумать способ гидроизоляции и утепления пола.

К сведению: Плитный фундамент обойдётся застройщику дороже всех других, но даст гарантированную надёжность гаражу с учётом веса автомобиля.

Для гаража, расположенного неподалёку от дома, на огороженной территории, каркасный способ постройки — оптимальный вариант. Необходимые строительные материалы доступны, не понадобится серьёзных материальных вложений, а результат всегда будет стопроцентным воплощением проекта.

Читайте о том, как сделать в гараже погреб, смотровую яму, кессон и подвал.

Строительство своими руками

Фундамент

Простая технология и несложные работы позволяют самостоятельно построить гараж. Придерживаясь советов и рекомендаций, за три недели можно получить универсальное помещение. На ровной местности с твёрдым грунтом необязательно делать фундамент и стяжку пола.

Подсыпки из щебня будет вполне достаточно. Останавливаться на типичных габаритах гаража не стоит. Помещение 3×4 сможет обеспечить только парковку. Разместить инструменты и приспособления будет затруднительно.

Оптимальный размер 4×6 позволит при необходимости производить мелкий ремонт. Обустроить помещение смотровой ямой можно только в случае, если залегание грунтовых вод ниже отметки 2,5 метра.

Сделанные от руки чертежи помогут сориентироваться со сборкой.

Необходимые инструменты для выполнения работ:

  • болгарка с диском по металлу;
  • сварочный аппарат;
  • шуруповёрт;
  • уровень;
  • отвес;
  • лопата;
  • набор ключей;

Список материалов для изготовления гаража:

  • песок (речной);
  • цемент марки 400;
  • армированная сетка;
  • щебень (фракции 2,5);
  • П-образный стальной профиль 50×50 мм;
  • профилированные металлические листы;
  • металлический уголок для ворот;
  • шурупы по металлу;

Монтаж каркаса

Пошаговое руководство:

  1. Начинать строительство следует с проектных работ. Наличие чертежей даст возможность определить количество необходимых материалов, сделать закупку согласно списку. Исходные данные для руководства:

    • размер 4×6 м;
  2. фундамент ленточный;
  3. смотровая яма с шириной 80 см, длиной + 1 метр от длины авто, глубиной + 15 см от роста автомобилиста;
  4. крыша двускатная;
  5. вентиляция;
  6. ворота двустворчатые распашные;
  7. саморезы с уплотнительной шайбой (в качестве крепежей);
  8. Подготовить площадку:

    • расчистить и спланировать место;
  9. выкопать котлован шириной 30 см, глубиной 20-30 см; углубление для смотровой ямы;
  10. Бетонирование:

    • Выполнить заливку фундамента с помощью бетона и армированной сетки.
  11. Смотровую яму обложить кирпичом, предварительно сделав дренаж дна.
  12. Дать несколько дней на отстой фундамента.
  13. Границы ремонтной ямы обложить металлическим уголком.
  14. На пол выстелить подушку из песка толщиной 10 см.
  15. Уложить по периметру гидроизоляцию (с небольшим заходом для стен).
  16. Следующий слой из армированной сетки предотвратит появление трещин и выбоин.
  17. Залить бетоном пол. В течение 10-14 дней дать цементу полностью высохнуть.
  18. Монтаж каркаса. Профиль достаточно легко режется и скрепляется саморезами с прокладками для герметизации.
  19. Сборка стен начинается с боковых сторон. Обязательно нужно крепить листы внахлёст.
  20. Монтаж фронтонов к задней и передней сторон гаража. Фронтоны определяются конструкцией двускатной крыши.
  21. Кровельные работы производятся в виде стропильных пар, которые совпадают с количеством стоек. Для усиления прочности используют железные откосы. Черновое перекрытие покрывается профнастилом внахлёст.
  22. Монтаж ворот. Из металлических уголков делают раму для ворот с помощью сварочного аппарата. Петли крепятся саморезами к каркасу и раме ворот или просто привариваются.Утепление и внутренняя отделка.

Ворота

Во избежание негативного влияния перепадов температур на транспортное средство, нужно гараж утеплить. Для этого, можно использовать минеральную вату, пенопласт или жидкий пенополиуретан.

Каждый материал имеет достоинства и недостатки. По теплозащитным свойствам имеет примерно одинаковые показатели. Пожароустойчивой считается минеральная вата. Кроме стен, необходимо утеплить крышу и ворота. Обязательно необходима циркуляция воздуха. Наличие вентиляции решит этот вопрос.

Процесс утепления:

  1. Задуть все щели монтажной пеной.
  2. Листы пенопласта приклеить к профнастилу по всей площади.

Примененяя минеральную вату, необходимо использовать гидроизоляцию, так как этот вид утеплителя имеет свойство брать на себя влагу. Для монтажа сооружается реечный каркас.

Оптимальный вариант использования жидкого пенополиуретана в конечных расчётах окажется не таким дорогостоящим. Отпадает необходимость в монтажной пене и специальном клее, необходимых для других видов утеплителей. Плотный и надёжный слой обеспечит хорошей звукоизоляцией помещение.

Внутренняя отделка может быть выполнена из профнастила или другого материала.

Коммуникации рекомендуется прокладывать поверх обшивки для удобства обслуживания и ремонта.

Утепление

Утеплять гараж из профлиста стоит только в случае, если его будете отапливать. При этом стоит знать, что при правильном утеплении у вас «съедается» приличная площадь — на сам утеплитель, вентзазор и внутреннюю обшивку уйдет 7-10 см. Для утепления используют, как правило, два материала — базальтовую вату в жестких матах или пенополиуретан (пенопласт).

Как утеплить минеральной ватой

Для монтажа минеральной ваты требуется обрешетка — плиты хоть и жесткие, но сами стоять не могут, им требуется опора. Собирается обрешетка из досок шириной, равной толщине утеплителя или из оцинкованного профиля с такой же полочкой. Крепится к каркасу с шагом на 2-3 см меньше ширины мата. При таком шаге утеплитель становится враспор, стоит прочно и дополнительной фиксации не требует. Но для надежности его все-таки надо закрепить специальными «саморезвами- зонтиками», которые вкручивают в трубы/уголки обвязки.

Собран каркас из оцинкованного профиля, установлены плиты минваты

После монтажа утеплителя, из планок толщиной 3 см набивается контр-обрешетка. Ее направление перпендикулярно планкам обрешетки. Эти три сантиметра — вентзазор, который необходим для выведения влаги, которая будет накапливаться в утеплителе (конденсат, который возникает из-за разности температур в помещении и на улице). Без вентзазора минеральная вата не «проживет» и сезона. Если она напитается влаги, а потом замерзает, после разморозки может просто рассыпаться. А так как гараж обычно топится от случая к случаю, то нескольких таких заморозок более чем достаточно. Потому или используйте другой материал, или делайте зазор для вентиляции.

Чтобы закрыть минеральную вату от повышенной важности, что иногда бывает внутри гаража, поверх контробрешетки настилается пароизоляционная мембрана. Она должна препятствовать попаданию влаги из помещения, но не мешать ей выходить из утеплителя

При монтаже пароизоляции, ее стараются сделать герметичной. Для этого одно полотно заходит на другое не менее чем на 10 см, стыки проклеиваются двусторонним скотчем. Крепится пароизоляция к обрешетке планками (на гвозди, саморезы или скобы).

Раскатывается пароизоляционная мембрана

Поверх всего этого пирога набивается внутренняя обшивка. Очень это влагостойкая фанера или ОСБ, но можно использовать и другие листовые материалы — ГВЛ, ГСП и другие. Последние даже предпочтительнее, так как не горят.

Использование пенопласта

Сам по себе пенопласт как утеплитель неплох, но не в этом случае. Гараж из профлиста будет нагреваться летом до солидных температур, а нагретый пенопласт выделяет вредные для здоровья вещества. Это — один минус. Второй — непонятно как его крепить. Обычно крепят к стене саморезами с большими пластиковыми шляпками — зонтиками, но в с профнастилом такой способ не подходит — не будете же его дырявить.

Как закрепить пенопласт на профлисте

Есть вариант — установить на герметик или монтажную пену. Монтажная пена хорошо фиксирует, но гигроскопична. Без наличия вентзазора, напитавшись влагой, она станет отличным рассадником для плесени, грибков, насекомых.

Герметик негигрокоспичен, но дорог, ведь требуется состав с возможностью эксплуатации в широком температурном диапазоне. Надо чтобы он был морозостойкий и переносил нагрев до значительных температур.

Сделать обрешетку и вставить в нее пенопласт

Еще вариант — сделать обрешетку из оцинкованного профиля. Ее шаг — 1 метр, так как таков стандартный размер пенопластового блока. В этом случае их можно вставить и прикрепить к обрешетке.

Все более популярным становится утепление при помощи вспененного полиуретана, наносимого из аппарата сплошным слоем. Никаких проблем с креплением в этом случае не возникает, но услуги эти платные — требуется специальное оборудование. Зато никакой мороки с монтажом.

Утепление ППУ — вспененным пенополиуретаном

В общем, это все о том, как сделать гараж из профнастила своими руками. Есть еще множество моментов и нюансов, но они по большей части индивидуальны. О том, как сделать пол в гараже читайте тут, а чем покрыть бетонный пол описано тут.

Подходящие материалы: дерево, металл, листы, панели

В отличие от жилых построек, у гаража есть несколько особенностей:

  • не обязательно сохранять постоянную температуру на уровне 18…25 градусов Цельсия. Согласно СНиП 21-02-99, для отапливаемых гаражей принято за норму 5 градусов Цельсия, для неотапливаемых этот параметр не нормируется. При этом в случае частой необходимости срочного выезда рекомендуется использование отопления;
  • необходима постоянная приточно-вытяжная вентиляция. На самом деле это требование выполняется только для герметичных помещений, поскольку в них нет возможности естественного проветривания;
  • допустимо отсутствие звукоизоляции. Она обязательна только в том случае, если гараж примыкает к жилым помещениям или рядом располагаются зоны отдыха.

Есть требование, которое так же важно для гаража, как и для обычного дома: это качественная гидроизоляция. Причем, в отличие от жилых зданий, здесь требования к определенному уровню влажности особенно жесткие, поскольку даже качественные автомобили и другая техника (а также материалы, оборудование, традиционно хранимые в гараже) быстро корродируют при высокой влажности и могут выйти из строя

Требования к пожарной безопасности в деревянных и выполненных из панелей и плит на базе дерева гаражах выдержать невозможно: даже пропитка антипиренами не дает полной гарантии негорючести.

Как вывод, можно рекомендовать такие материалы для строительства каркасных гаражей:

  • брус, доска, вагонка. Необходима пропитка антисептиком и по возможности антипиреном, желательна поверхностная защита в виде нескольких слоев краски или лака;
  • деревянный каркас (брус, доска) с обшивкой плитами ОСБ, ДСП, ДВП, МДФ, сайдингом;
  • металлопрокат (профильная труба, уголок, швеллер, полоса) с обшивкой плитными материалами или сайдингом;
  • металлопрокат с обшивкой профнастилом;
  • минеральная (каменная, базальтовая) вата, стекловата в качестве утеплителя или пенополистирол/пенопласт под облицовку.

Для настила кровель часто используют рулонные материалы с обязательным нахлестом и дополнительной гидроизоляцией, а также металлочерепицу.