Как сделать барельеф на стене

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»

Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Материал для современных барельефов

Все новое – хорошо забытое старое. Это высказывание как нельзя лучше подходит к барельефам. Появившись на заре истории человечества как способ передачи информации, они стали одним из направлений архитектуры. Сначала барельефами украшали фронтоны культовых зданий в Древней Греции и Риме. В конце XVIII века они уже повсеместно использовались для оформления интерьера домов, выполняясь в основном из гипса или вырезаясь из камня.

Современные барельефы по способу выполнения бывают ручными и литыми. Для них подойдет любое сырье, поддающееся резке или пригодное для заливки в форму.

Подходит все:

  • гипс;
  • глина;
  • камень;
  • известняк;
  • полистирол;
  • декоративная штукатурка и другие составы.

Для добавления изображению возраста его покрывают патиной, а для объемности подсвечивают бронзой или золотом. Создание барельефа является кропотливой работой, которая кроме художественного вкуса требует от автора развитого чувства меры и пространства.

Барельеф всегда остается элементом дизайна, который в любом виде прекрасно вписывается помещение и привлекает к себе внимание

Интересные дизайнерские идеи

При изготовлении барельефа для украшения внутреннего оформления жилого помещения можно использовать традиционный либо более оригинальный подход, а также изобрести собственный рисунок либо воспользоваться уже готовым трафаретом. В первую очередь следует отметить, что такой предмет дизайна хорошо вписывается практически в любое помещение в квартире или доме. Особенно он уместен в прихожей, спальне, детской комнате и ванном помещении.

Главное, чтобы барельеф своим изображением подходил к стилистике окружающей обстановки: лофт, классика, минимализм, классицизм и так далее. При этом скульптурой этого типа можно украшать камины, арки, а также создавать обрамление для картин или даже панно. Таким образом, барельеф станет акцентным элементом интерьера. Рассмотрим несколько вариантов внедрения барельефа в интерьер.

Абстракция

Барельеф-абстракция отлично впишется в любой стиль интерьера. Его можно создавать как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от общей стилистики помещения можно выделять скульптуру ярким и контрастным цветом либо делать его незаметным – в тон общей цветовой палитре.

Анималистичный принт

Любителям животных понравится барельеф в виде павлинов, льва, рыбы, птиц и других обитателей планеты Земля. При это можно создать как композицию из одного животного, так и более наполненную картину (например, сафари или морское дно). Если есть желание создать такое оформление в детской комнате, то можно использовать для этого изображения мультипликационных или сказочных животных. Детям повзрослей понравится, например, барельеф, на котором будет изображена змея или даже средневековый дракон.

Флора

Наиболее популярная разновидность барельефа – пейзаж. Например, прекрасно смотрится цветочный принт с колокольчиками и ромашками, а также удачным решением является лепное дерево или виноградная лоза. Такие композиции будут отлично выглядеть в прихожей и на кухне.

«Карта мира»

Любителям путешествий рекомендуется создать необычный и оригинальный барельеф пол названием «Карта мира». При этом следует максимально четко прорисовать все континенты и океаны. При желании можно закрашивать в яркий цвет те страны, где повезло уже побывать (либо ставить на них символичные картинки, например, флажки).

Горы

Барельеф в виде гор отлично впишется в гостиную или спальню. При этом вы можете создать его цветным (например, заснеженные горы или горы с зеленой травой) или в тон стены. Кроме того, вы можете у подножия гор создать озеро или деревню.

Замок

Такое изображение отлично подойдет для спальни и украшения детской комнаты для девочки. При этом можно создать как вымышленный, так и реально существующий замок.

Ангелы

Такой вариант хорошо впишется в детскую комнату. В зависимости от пола ребенка ангелы могут иметь внешность девочки или мальчика. При этом в данной ситуации рекомендуется использовать только пастельные и нежные оттенки, а не яркие неоновые цвета.

Орнамент

Барельеф в виде орнамента является одним из самых простых в исполнении. Он в большей степени подойдет для классических интерьерных стилей.

Таким образом, существует огромное количество вариантов и идей барельефа, которые смогут отлично вписаться в любое помещение. Но в первую очередь нужно отталкиваться от вкусов и предпочтений тех членов семьи, которые будут проживать в них. Барельеф можно изготовить как самостоятельно своими руками, так и попросить помощи у профессионалов.

Основные правила содания барельефа смотрите в следующем видео.

История барельефа

Возраст самых древних из обнаруженных археологами барельефов составляет более 11 тысяч лет. Многочисленные рельефные изображения найдены в ходе раскопок храмового комплекса Гёбекли-Тепе на территории современной Турции. Радиоуглеродный метод подтвердил, что эти произведения монументального искусства были созданы мастерами эпохи неолита около девяти тысяч лет до нашей эры.

В Древнем Египте широко была распространена техника койланалиф или контурного рельефа. А в Вавилоне, Персии и Ассирийском царстве барельефными изображениями часто украшали храмовые здания и дворцы властителей задолго до начала нашей эры.

До наших дней сохранилось множество барельефных произведений искусства античной эпохи. В Древней Греции и Риме такие изображения были неотъемлемой частью убранства храмовых комплексов, триумфальных арок и фронтонов зданий.

После завоевания варварами Рима искусство создания архитектурных барельефов было утрачено в Европе почти на 1000 лет. На протяжении длительного времени сохранялись только традиции изготовления небольших изделий с рельефными поверхностями: шкатулок, ювелирных украшений, икон и предметов мебели.

Многочисленные образцы барельефов I-X веков нашей эры сохранились до наших дней на территории Индии и стран Юго-Восточной Азии (Индонезии, Камбоджи, Мьянмы, Таиланда). Такие скульптурные композиции были востребованы при строительстве буддийских и индуистских храмов.

Возрождение барельефной архитектуры состоялось в середине XV века в Италии. По проекту архитектора Леона Баттисты Альберти (Leon Battista Alberti) была построена церковь Темпио Малатестиано в Римини. А малоизвестный скульптор Агостино ди Дуччо (Agostino di Duccio) впервые за длительное время создал настенные рельефные изображения аллегорических и мифологических фигур.

В последующие столетия барельеф снова стал широко востребованным в европейской архитектуре. Рельефными изображениями искусные зодчие начали массово украшать стены храмов и дворцов. А в индустриальную эпоху сфера применения выпуклой скульптуры быстро расширилась благодаря появлению новых технологий и материалов.

В СССР барельефы на протяжении многих лет были важной составляющей официальной пропаганды. Изображения на тематику Октябрьской революции, Великой Отечественной войны и счастливой жизни советских людей украшали фронтоны зданий, интерьеры станций метро, а также основания тысяч памятников и стел во всех уголках страны

И в XXI веке барельеф остается востребованным видом монументального изобразительного искусства. Выдающиеся скульпторы современности успешно продолжают традиции древних мастеров и создают все новые шедевры архитектурного зодчества.

Форма для гипса своими руками

Не все формы можно купить в магазине. Однако, если нужная форма не найдена, ее можно сделать самим. К примеру, в рисунке присутствует птица или какое-то животное. Можно купить нужную статуэтку или игрушку, и поместить в фанерный ящик. Залить его содержимое жидким силиконом, который продается во всех строительных магазинах. Через сутки, после высыхания силикона, ящик разбирается, статуэтка вынимается и все. Необходимая форма готова. В нее хорошо заливается алебастровая смесь. Причем силиконовые формы смазывать не нужно, в отличие от детских пасочек из пластмассового материала. Последние надо смазывать растительным маслом.

Для приготовления смеси из алебастра берется: гипс – 2 части, вода – 1 часть. Приготовленная смесь заливается в формы и ждет полного высыхания около суток.

Барельеф с бабочкой в спальне

Барельеф с пейзажем

Крепление барельефа

Ваш барельеф готов. Теперь дело остается за малым – вам нужно прикрепить творение к стене. Для этого нужно очень тщательно выровнять стену и прикрепить к ней рейки-маячок, чтобы барельеф получился ровным. Тонкие плиты можно крепить с помощью специального клея непосредственно на стену. Для слишком толстых и массивных изделий лучше сделать небольшое «гнездо» в стене.

Далее барельеф нужно отшлифовать, прогрунтовать и декорировать так, как вам хочется. Проще всего просто вскрыть изделие лаком или слоем однотонной краски. Но можно и проявить больше творчества, покрасив барельеф разными цветами.

Виды и темы для создания барельефа

Идеи для создания такой рельефной конструкции бывают разными. Их размер, сложность и сюжет от стиля и объема помещения. Можно изобразить животные или растительные мотивы, античные сюжеты или абстрактные элементы.

Изображение дерева — одно из самых нейтральных и универсальных решений

Объемная картина может изготавливаться на самой стене, или устанавливаться заранее приготовленная плита с готовым рельефным изображением.

вернуться к меню

вернуться к меню

вернуться к меню

Дерево

Интересно будет смотреться деревянный барельеф, особенно если его подобрать в стиль помещения, под цвет мебели.

Барельеф смотрится очень эстетично, его не сравнить с другими видами внутренней отделки

Такая конструкция с первого взгляда привлечет к себе внимание

вернуться к меню

ВИДЕО: Поэтапный процесс создания барельефа на стене

вернуться к меню вернуться к меню

Барельеф — «Лилия»

Первый этап. Стену на которой будет располагаться барельеф «Лилии», необходимо защитить при помощи малярной ленты. Поклейте ленту на всю поверхность стены, где будет располагаться барельеф.

Второй этап. Далее покрываем оклеенный участок стены шпаклевкой. После полного высыхания шпаклевки наносим поверх грунтовку. Рекомендуем использовать для этой цели краску-грунт, она имеет шероховатый эффект после высыхания. Это качество позволяет намного лучше удерживать последующие слои.

Третий этап. После выполненной грунтовки, наносим на стену слой марсельского воска. Для это можете использовать кельму. Время высыхания воска от 3 до 4 часов.

Штукатурка «Марсельский воск»

Затирочная кельма

Кельма Венецианская

Четвертый этап. На подготовленную поверхность стены нанесите пищевую пленку и закрепите ее только сверху, так чтобы в любой момент пленку можно было приподнять. Далее, прямо на поверхности пленки, начинаем прорисовывать эскиз лилии.

Пятый этап. Теперь необходимо нанести марсельский воск на стену под пленкой, точно по контуру эскиза лилии. Для этого Вам пригодится кельма и мастихин.

Мостихин

Так как воск белого цвета, нам понадобится выделить его другим цветом, чтобы в последствии видеть силуэт эскиза. Для этого покройте высохший воск, водой окрашенной немного макловицей. После этого окрашивания эскиз лилии выделится визуально на стене. Для того, чтобы барельеф был выполнен качественно и рельефный рисунок был реалистичным, необходимо всю работу проделывать поэтапно и аккуратно. Когда форма будущему барельефу «Лилии» предана, приступаем к его окраске. Подготовьте акриловую краску согласно инструкции производителя и нанесите ее на полностью высохший барельеф. Время высыхания у каждой краски свой, но в среднем этот процесс длится не более 8 часов. После высыхания акриловой краски приступайте к финишной отделки поверхности барельефа. В качестве финишной отделки используйте отточенто. При помощи кисти нанесите состав на всю поверхность барельефа в два слоя, поочередно просушив каждый.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  •  «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся  материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Эскизы и трафареты

Создание трафаретного рисунка направлено на то, чтобы учесть все пожелания и требования жильцов квартиры, касающиеся барельефа на стене. Под трафаретным рисунком принято понимать шаблон рисунка, который выполняется на пленке, картоне или очень плотной бумаге. В некоторых случаях используется лист металла. Сначала фрагменты рисунка наносят на материал трафарета, а потом отдельные части вырезают так, чтобы образовались сквозные отверстия. Далее их закрашивают контрастными цветами, а другие части рисунка остаются белыми. К другим особенностям создания трафарета относятся следующие черты:

  • Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.
  • Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.
  • Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.

Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:

  • Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.
  • Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.
  • Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.
  • Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.

Часто изготавливаются эксклюзивные трафареты, которые отражают индивидуальные черты жилья, комнаты взрослого или ребенка, кухни, прихожей или ванной.

Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:

  1. Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.
  2. На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.
  3. На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.
  4. Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.
  5. После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.
  6. Вырезать шаблон по намеченным линиям.
  7. Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.

Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.

Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.

Что такое барельеф в современном интерьере

Желание оригинально украсить жильё или офис исполняют различными способами, применяя для преображения внутреннего пространства разные техники. Барельефы могут исполнять в интерьере декоративные и утилитарные функции. Например, ими маскируют неровности или иные изъяны, преображая недостатки в украшение, скрывают элементы инженерных сетей. Можно с помощью рельефного изображения обозначить зоны в комнате, визуально исказить пространство, создать контрастные или плавные переходы, связки зон или материалов, создавая целостное. Однако основное предназначение лепнины – украшение помещения или фасада.

Барельефная техника позволяет создать изображения, сложность которых варьируется от простых геометрических выпуклых фигур до пейзажей со многими мелкими деталями, требующими проработки. Столь же широк диапазон размеров рельефного изображения.

Барельефы подчёркиваются освещением (направлением и степенью рассеянности света). Рельефам низким требуется направленное освещение, порой – с определённым углом падения световых лучей. Движение светового потока порождает изменчивость черт видимого узора. Этот зрительный эффект используют, выполняя теневые барельефные украшения. Лепнине с большей высотою подходит рассеянный свет.

барельеф с красивой подсветкой

Поскольку рисунки и узоры рельефов могут быть различны, барельефы легко, органично вписываются в разные стили дизайна помещений разного назначения. Для спальной, фартука на кухне, панелей коридора, ванной комнаты или просторного холла можно подобрать украшение в барельефной форме (панно, небольшая картина, изображение, заполняющее часть стены, например, дерево из гипса). Выпуклые штукатурные украшения годятся для стен, потолков, колонн, ниш.

Кроме помещений, данный вид финишной отделки применяют для украшения малых архитектурных форм, беседок. Хорошо смотрится рельефная отделка на подпорных стенках, беседках. Ограждения лоджий, фасады, стены гаражей – всё можно украсить лепниной. Только следует правильно выбрать материалы для её выполнения (для улицы – уличные или универсальные, для интерьеров – те, что применяют внутри).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector