Нестандартные размеры бордюров

Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы

Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным лекалам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Они имеют прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Такие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

  • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
  • 390*190-90 и массой около 15 кг;
  • 500*240*35, вес 9 кг.

Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

  • длина от 70 см до 2 метров,
  • ширина — от 80 мм до 200 мм,
  • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

Чем еще поребрик отличается от бордюра?

Принципиальная разница заключается в способе укладки. Так, при установке бордюра камень идет заподлицо, а при монтаже поребрика материал укладывается ребром, которое возвышается над поверхностью. При укладке соблюдают основные моменты.

Сначала следует сделать траншею. При установке поребрика глубина должна быть равной 1/3 от высоты камня

Если планируется укладка бордюра, то траншея роется практически на всю высоту материала.
Важно качественно утрамбовать землю в траншее.
Кольями и нитью следует провести предварительную разметку. При натяжке рекомендуется использовать строительный уровень.
Нужно укрепить конструкцию

Для этого используется сухая смесь песка и цемента в соотношении 3: 1. Стоит равномерно засыпать дно траншеи.
Нить поднять для установки поребрика или опустить для монтажа бордюра так, чтобы обозначить высоту конструкции.

В дальнейшей установке нет различий. Следует приготовить цементный раствор, уложить камни и заделать швы. Стоит отметить, что сначала надо поставить конструкцию, а потом укладывать плитку. Швы не должны превышать 5 мм.

Бордюр имеет больше функциональной ценности. Прочные плиты не только украшают пространство, но и предотвращают разрастание растений там, где не надо. Качественно установленная конструкция может предотвратить осыпание земли и расплывание покрытия. Если дорожка с 2 сторон имеет плиты, она прослужит намного дольше, чем такая же, но без бордюра.

Согласно ГОСТу оба вида конструкций устанавливаются в разных зонах. Бордюр максимально эффективен при разделении газона и тротуарной зоны. Камни предотвращают разрастание растений в этом случае. А также эффективно использование для зонирования пешеходной зоны и проезжей части, ведь речь идет о безопасности людей и сохранности дорожных покрытий.

​​​​Поребрик разделяет уличные площадки. Речь о тротуарах, стоянках для машин, местах для отдыха. В этих случаях лучше всего проявляются эстетические свойства поребрика. Функциональное назначение особо заметно при обрамлении велосипедных зон. Такое возвышение не даст выехать на пешеходную зону.

Когда ставить бордюрный камень

Вопрос о том, когда нужно устанавливать бордюр, волнует многих мастеров. И обычно мнения профессионалов в этом вопросе расходятся. Одни говорят, что монтировать элемент нужно после рытья траншеи для дорожки, другие уверяют, что лучше все делать после того, как уже завершено покрытие из тротуарной плитки. У обоих вариантов есть плюсы и минусы.

Независимо от выбранного варианта, заниматься выбором бордюра нужно одновременно с проектированием покрытия (а не после). Ведь элемент должен сочетаться как с тротуарной плиткой, так и с остальными элементами ландшафтного дизайна: крышей дома, ограждением, крышками на столбах заборов, фасадной плиткой, водостоками и т.д.

Установка сразу

Этот метод подходит для начинающих мастеров. Благодаря установке бордюра до монтажа покрытия можно сразу все спроектировать, выставить правильные геометрические пропорции площадки, обозначить четко границы. Мастера советуют выбирать этот вариант тем, кто впервые взялся за укладку плитки и не имеет опыта в данном деле.

Монтаж в конце

Тут большим плюсом является то, что удается избежать распиливания отдельных модулей и использовать материал максимально рационально, экономя на расходе. Часто для укладки после тротуарной плитки выбирают садовый бордюр, который хорошо держит дорожки, отделяет зоны.

Для фиксации бордюра используют смесь цемента и песка, приготовленную в пропорции 1:3. Массу применяют в качестве подстилающего слоя между основой и изделием, она же заполняет боковое пространство. После того, как установка завершена, все проливают водой и ожидают, пока смесь не затвердеет.

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.

Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде — это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция 1:3
). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.

Затем добавляют щебень в соотношении 3 части
камня на 1 долю
сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.

После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня
. После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

Съезды и пониженные бордюрные камни. Книга по Доступной среде

Библиотека

СП 59.13330.2016 — 5.1.5 в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.

Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.

Перепадами высоты считаются препятствия на пешеходных путях высотой более 2.5 см:

Преодоление бордюрного камня высотой до 1,5 см, как правило, не представляет трудности для инвалида на кресле — коляске.

Перепады высоты от 1,5 до 2.5 см допустимы, но могут вызвать затруднения у части инвалидов. Так как для преодоления на кресле-коляске перепада более 2.5 см может потребоваться посторонняя помощь.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 5 см.

Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

СП 59.13330.2016 — 5.1.8 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.

Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 90 см. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко — желтой (или белой) краской.

Съезд — это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса. Ширина – не менее 90 см.

СП 35-101. Съезды не должны выступать на проезжую часть.

Съезд должен полностью располагаться на тротуаре.

При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания — не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, — не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.

Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.

Если съезд расположен перпендикулярно тротуару, то на нём должен оставаться ровный проход без бокового уклона для прохода людей и безопасного проезда на кресле-коляске. На этой ровной части тротуара инвалид на кресле коляске сможет безопасно развернуться, чтобы съехать на проезжую часть.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства – когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре.

Ограждение, бордюр с направляющей функцией вдоль тротуара

СП 35-101. Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.

4.15. Рекомендуется, если не требуется иная окраска, выделять: желтым цветом – ограничительные бортики, пересечение пути, первую и последнюю ступени лестницы.

Перепад высоты, бордюр или ограждение вдоль тротуара определяется тростью и предохраняет слепого от выхода на проезжую часть.

Для территории здания, где нет интенсивного транспортного движения, допускается объединять проезжую и пешеходную часть.

В этом случае наилучшим вариантом является тактильная полоса с направляющими рифами до главного входа.

Отсутствие направляющих элементов не может быть причиной недоступности территории для слепого. Инвалид по зрению для передвижения может использовать другие ориентиры, в том числе звуковой маяк, воспользоваться помощью сопровождающего.

При определении степени доступности территории направляющие элементы на данном этапе не учитывается.

При отсутствии бордюров вдоль газонов необходимо рекомендовать установку бордюра или декоративного ограждения, тактильной полосы.

Каменные бордюры

Появление на строительном рынке современных материалов не снизило спрос на изделия из натурального камня. Он по-прежнему остается одним из лучших решений для декорирования участков. Бордюры из природного камня отличаются внешней красотой, разнообразием текстуры и форм, долговечностью. Не меньшее значение имеет и практическая составляющая – высокая прочность материала.

Каменные бордюры в зависимости от типа камня

Натуральный камень успешно дополняют естественный дизайн участка или сада. Хотя он не отличается широкой цветовой палитрой, по разнообразию оттенков с ним не сравнится ни один строительный материал. Лучше всего такие границы сочетаются с дорожкой, вымощенной тротуарной плиткой, гранитом или брусчаткой.

Примеры использования каменного бордюра

Наибольшее распространение получили стойкие к воздействиям породы камня:

  • кварцит;
  • габбро;
  • гранит.

Бордюр из габбро.

Бордюр из гранита.

Им несколько уступают по прочности заготовки из мрамора, травертина, плотных известняков. К более хрупким относят туф и рыхлые известняки.

Не рекомендуется применение бордюров из пористых пород. Они накапливают влагу, которая зимой замерзает и разрушает материал изнутри.

Каменные бордюры в зависимости от типа обработки поверхности

Вид обработки поверхности камня имеет важное значение при создании границы. В зависимости от используемого метода и задействованного оборудования каменные бордюры могут быть:

В зависимости от используемого метода и задействованного оборудования каменные бордюры могут быть:

  • пилеными;
  • колотыми;
  • полированными;
  • подверженными термической обработке.

 Колотый.

 Полированный.

Пиленый.

Наибольшее распространение получили бордюрные камни из пиленого гранита. Для обработки породы используется специальная техника, оперативно разделяющая материал на блоки определенных размеров. Полученные заготовки соответствуют заданному стандарту и имеют аккуратно обработанные края. Это – одно из лучших решений для оформления границ дорожек.

Возможны и комбинированные варианты: часть сторон обрабатывается с помощью пиления, остальные будут колотыми. Отдельные поверхности можно отполировать, например, верх и фасад.

Плюсы

  1. Противостояние атмосферным воздействиям, включая выпадение осадков и образование наледи.
  2. Высокая устойчивость к истиранию.
  3. Разнообразие вариантов текстуры поверхности: противоскользящая, гладкая, колотая.
  4. Возможность подбора текстуры и оттенков камня.
  5. Неограниченный срок использования при условии отсутствия чрезмерных механических воздействий.

Минусы

  1. Высокая стоимость материала.

Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.

Этапы работ:

  • Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
  • Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
  • Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
  • На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.

Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.

Высота бортового камня над проезжей частью

Библиотека Содержание Предположим, что Вы проектируете магазин или жилой дом. Как быть уверенным в том, что Вы предусмотрели в плане благоустройства прилегающей территории все для свободного и безопасного передвижения инвалида на коляске во всех возможных направлениях?

Очень просто. Надо вспомнить детскую игру.

Возьмите в руки карандаш, выберите маршрут и попробуйте добраться из пункта А в пункт Б, используя в качестве настольной игры Ваш проект. Если Вам не встретились на пути: – лестницы или другие препятствия, – перепады, бордюры и т.п.

высотой более 4 см, – крутые спуски и непреодолимые подъемы, – колесо коляски не забуксовало в швах между бетонными плитами и не застряло между ребер решетки, установленной на путях движения, – вы не получили увечья и остались живы, то игра – Выиграна. А теперь выберите другой возможный маршрут и снова доберитесь в тот же пункт Б, но уже из пункта С. • Поверхность пешеходных путей, предназначенных для передвижения инвалидов, должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении.

Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.

• Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами – не более 1,5 см. • Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.

• Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

Характеристики садового бордюра

В отличие от дорожных, садовый бордюр имеет меньшие габариты и вес, благодаря чему чрезмерные усилия при обустройстве дорожек прикладывать не придется. Выбор бортового камня основывается на следующих факторах:

Характеристики дорожки

Во внимание берется не только ее размер и форма, но и материал отмостки, а также его цветовая гамма.

Вид грунта (плотность, влажность), в который будет устанавливаться бордюр.
Предполагаемый срок эксплуатации.

Видео описание

Об установке бордюра в следующем видео:

Бордюрные изделия в обязательном порядке подлежат маркированию, в котором указываются габариты и вид изделия, а также могут содержаться дополнительные параметры (например, радиус кривизны для криволинейного бордюрного камня)

Покупая бордюрный камень, цена которого зависит в основном от показателей прочности, обращают внимание на характеристики, заявляемые производителем. В число последних входят:

  • Габариты. В продаже представлены материалы для сада длиной 0,5, 1 и 3 метра. Высота находится в пределах 20-60 см, ширина — 6-15 см. Бордюрные камни, превышающие в длину пять метров, подлежат армированию.
  • Популярный размер. Наибольшим спросом пользуется стандартный садовый бордюр с размерами 1000х200х80 (длинна — высота — ширина в мм). Он несложен в установке и оптимально подходит для отделки цветочных клумб и краев дорожек.
  • Материал. По способу производства, предлагается вибролитые и вибропрессованные изделия.

Бордюр под цвет полотна дорожкиИсточник besplatka.ua

  • Отклонение размеров. Для вибропрессованного бордюра длина, ширина и высота не должны отличаться более чем на 2 мм (для изделий до 1 м).
  • Вес. Зависит от размера и толщины; вибролитые бордюрные камни тяжелее.
  • Удельный вес. 2000-2100 кг/м3.
  • Морозоустойчивость. Бортовые камни, полученные способом вибропрессовки, рассчитаны минимум на 200 циклов заморозки/оттаивания. В Московском регионе происходит в среднем 5-7 циклов за зиму, что означает не менее 30-40 лет службы.
  • Прочность на сжатие. Достигает 350 кгс/см2 (марка бетона М350).
  • Водопоглощение. Чем меньше это значение, тем лучше. Для вибропрессованных изделий показатель составляет 3-4%.
  • Цвет. Для окрашивания используются серые, желтые, красные и коричневые пигменты, что позволяет максимально красиво вписать изделия в ландшафт.

Оценку качества можно также проводить по таким параметрам, как прочность на излом, износостойкость и отсутствие радиационного излучения

Важно оценить и внешний вид — качественные камни имеют ровную, без сколов, равномерно окрашенную поверхность

Бордюр со скошенным профилем для въезда машинИсточник teplosila.su

Цены на садовый бордюр

Лучшее соотношение цена/качество можно получить, обратившись в профильную компанию, занимающуюся изготовлением и реализацией садовых бордюров. Профильные организации предлагают продукцию различных размеров и цветов, произведенную из высококачественного сырья с соблюдением технологических норм.

Вы сможете не только приобрести материал, чье качество подтверждено сертификатом, но также получить грамотную консультацию технического специалиста. Многие компании также организовывают доставку покупки на участок строительства. Если вы собираетесь мостить дорожки тротуарной плиткой, декоративным камнем или брусчаткой, вам не обойтись без бордюра садового. Цена в Москве и регионе на вибропрессованный материал будет находиться в следующих пределах (за 1 шт.):

  • Садовый: 500х200х60 (мм), вес: 13 кг. Цена: 70-90 руб. (серый), 95-120 руб. (красный, коричневый).
  • Тротуарный: 1000x200x80, вес 35 кг. Цена: 145-160 руб. (серый), 190-210 руб. (цветной).

Бордюр для бетонной дорожкиИсточник yandex.ru

Вибролитые бордюры:

  • Садовый: 500х200х30, вес: 8 кг. Цена: 65-75 руб. (серый), 80-95 руб. (красный, коричневый).
  • Садовый: 500x210x40, вес 10 кг. Цена: 70-80 руб. (серый), 90-120 руб. (цветной).
  • Тротуарный: 500x200x65, вес 13 кг. Цена: 80-90 руб. (серый), 110-130 руб. (цветной).
  • Тротуарный: 1000x210x80, вес 30 кг. Цена: 160-170 руб. (серый).

Заключение

Стоимость покупки зависит от способа производства, формы и длины изделия, а также объема поставки. Практика показывает, что в долгосрочной перспективе эксплуатационные характеристики вибропрессованного бордюра превосходят параметры литого аналога. Благодаря более совершенной технологии, такой бортовой камень более практичен, поскольку лучше сопротивляется механическим, погодным и химическим воздействиям; он поможет оформить ландшафт и прослужит долгое время.

Поребрик и бордюр: отличия и виды

Каждый задавался вопросом о том, в чём отличия между поребриком и бордюром. Пора наконец-то узнать это раз и навсегда! Поребрик и бордюр, отличия которых не так существенны, всё же имеют несколько принципиальных особенностей.

Изначально идея бордюра воплощалась в жизни при помощи растений, которые специально выращивали возле храмов и церквей. Интересно, что впервые каменные бордюры можно было встретить в середине XIX века во Франции. В современном мире специалисты по ландшафтному дизайну делают деревянные, пластиковые, кирпичные и металлические бордюры.

Чем поребрик отличается от бордюра

Есть устоявшееся мнение о том, что тротуары, поднятые над проезжей частью и равные с ней, имеют определенные различия. Из этого следует, что поднятые над проезжей частью тротуары получили название поребриков, но не бордюров. Следует понимать, что поребрик и бордюр сделаны из единого материала – «бортового камня» или «бордюрного камня». Решающая роль того, что получится в итоге – бордюр или поребрик, зависит от того, каким способом камень будет уложен.

Бордюр является просто разделителем проезжей части и тротуара, которые находятся на одном уровне. Он не выходит за уровень брусчатки, а идёт на одной высоте с ней. Бордюр помогает разделить несколько зон, но он не преграждает путь пешеходам и даёт возможность беспрепятственно переходить из одной зоны в другую (в отличие от поребрика). Поребрик применяют для того, чтобы разделить пешеходную и проезжую часть. Он может быть также изготовлен из бетонных цельнолитых блоков. В таком случае камень кладется «поребриком» и немного возвышается над проходящей снизу плоскостью. В некоторых случаях поребрик может быть установлен под углом для украшения и окаймления набережной или центральной улицы. Общие черты поребрика и бордюра состоят в том, что они разделяют зоны улицы, предотвращают наезд автомобилей на тротуары и усиливают дороги по краям.

Техника производства бордюров и поребриков очень проста и заключается в литье обычного бетона. Изготовление может выполняться в виде длинных блоков или коротких элементов. От этого зависит выбор типа укладки кирпича: ручной или при помощи крупной строительной техники. Срок службы чистого литого бетона равен примерно 2 годам

Начинается процесс укладки с разметки дороги: очень важно, чтобы линии были параллельны друг другу. После этого можно начинать копать не слишком глубокую траншею или канаву

Затем натягивается над рвом нитка, а на дно засыпается песок для того, чтобы получилась мягкая подушка под камень. Далее следует выровнять и утрамбовать песок, чтобы потом залить его цементным раствором. Сверху устанавливается камень, а ров закрывается грунтом.

Города и бордюры

Обсуждаемым вопросом интересовались даже наши предки. Поребриком на Руси именовали кирпичный орнамент, который использовался только для украшения храмов и церквей. В любом городе есть свои маленькие традиции установки бордюров и поребриков. В Санкт-Петербурге их зачастую изготавливают из гранита. Поребрики украшают не только набережную, но и многие старинные улицы города. Иногда архитектурные власти используют в качестве материала для поребриков могильные плиты, за которыми на кладбище уже давно никто не ухаживает. Есть даже определенные городские правила по этому поводу: если по истечению трёх лет владелец могильной плиты не объявится, то она становится собственностью города.

Важно понимать, что бордюр и поребрик, отличия которых мы рассмотрели, не противоречат друг другу, а являются разновидностью укладки бордюрного камня

Бордюры и поребрики: ищем отличия

Как мы уже говорили выше, для многих жителей нашей страны, которые не являются москвичами или петербуржцами, нет никакой разницы – бордюр или поребрик. И то, и другое изделие для них – это просто разделитель между проезжей частью дороги и тротуаром, несколько возвышающимся над ней.

На самом деле существует одно важное отличие поребрика от бордюра. И кроется оно в способе укладки камня:

  1. Бордюр устанавливается вровень с тротуаром.
  2. Установка поребрика осуществляется также вплотную к тротуару. Однако верхняя часть камня несколько возвышается над ним. Именно благодаря такому способу камень и получил свое название.

Если вы задумались о том, как правильно говорить – бордюр или поребрик, просто присмотритесь, как уложен камень. Если он выступает за пределы тротуара, то называть его бордюрным ограждением неверно.

Нельзя не упомянуть о том, что отличие в способах укладки бордюра и поребрика вполне официально закрепил ГОСТ. Именно он определяет наличие своеобразного ребра, возвышающегося над разделяемыми уровнями при установке последнего.

Существуют ли еще какая-то разница между бордюром и поребриком? Да! И сейчас мы озвучим одно из самых главных отличий между этими изделиями:

В отличие от поребрика, бордюр может использоваться не только на автомобильных дорогах. Он очень часто применяется для разделения отдельных зон в городских парках. Если вы живете за городом и занимаетесь выращиванием овощей, то неоднократно создавали ограждения для каких-либо растений

Неважно, применялся ли для этого камень или другие материалы. В любом случае такой разделитель вполне может называться бордюром.
Поребрик применяется исключительно на дороге и служит для отделения от нее тротуара

Причем независимо от того, как он укладывается.

Еще одно отличие бордюра от поребрика, кроме тех, которые можно увидеть на фото в Интернете, мы уже упоминали выше. Для изготовления первого применяются самые разнообразные материалы – от живых растений до переливающегося всеми цветами радуги на солнце высокотехнологичного стекла. Второй же, как ни парадоксально, может выполняться только из бордюрного камня.

Если вы выбираете бордюры или поребрики, отличие между ними позволит правильно подобрать изделие для тех или иных целей, а также правильно уложить камень, обеспечив его эстетичный внешний вид и соответствие вашим требованиям.

Чем еще поребрик отличается от бордюра? Больше никакой разницы между ними найти не удалось. И тот, и другой может устанавливаться на асфальтовых дорожках или аллеях из тротуарной плитки, иметь разные размеры, которые зависят от фантазии ландшафтного дизайнера.

Указания по технике безопасности

Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в сторону.

В остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1978.

Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На участке работ намечают две сменные захватки:

на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

на установку железобетонных бортовых камней.

Выполняет работу бригада в составе:

машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1, 3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и землекопов 2 разр.-2.

Для кратковременной работы по рытью земляного ящика, распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

В процессе работы бригада делится на два звена.

Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника) и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. — такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.

Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр. занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.

Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера, инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера. В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в кладовую.

На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой водой.

Примечания: I. Цифрами над линиями указано количество рабочих, занятых в операции, цифрами под линиями — продолжительность операции в минутах.

2. В трудоемкость включено время для отдыха рабочих в течение смены.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.