Содержание:

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.

  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Виды тротуарных бордюров

К ним относятся поребрики из бетона и бортовые камни, изготовленные с помощью вибролитья и вибропрессования.

Бетонные поребрики

Широкое применение поребрики получили при прокладке автомобильных дорог: ими отделяют проезжую часть от пешеходной. Изготавливают поребрики согласно ГОСТу, методом прессования или литья.

Вибролитьевые бордюры

Изготовленные методом литья, такие изделия имеют искривленную геометрию в связи с использованием жидкого бетонного раствора. Воздух, остающийся в растворе, не изгоняется, в результате чего готовое изделие получается с пористой структурой и легко разрушается. Такие бортовые камни дешевле бордюрных, изготовленных методом вибропрессования, но не имеют других расцветок, кроме серой, а армирующий каркас затрудняет монтаж ограждений в случае их нарезки.

Вибропрессованный бордюр

Технология изготовления позволяет получить ровную поверхность. По техническим показателям вибропрессованные бортовые камни обладают пониженным влагопоглощением, прочностью и износостойкостью. Метод штамповки позволяет получить большое количество готовых изделий с различным цветом.

Чем отличаются вибропресованные от вибролитых бордюров?

В первую очередь изделия отличаются способом производства. Вибропрессование предполагает производство изделий в крупных масштабах и потому использует вибрационные установки. А вибролитые бордюры изготавливаются ручным способом.

Вид бордюра Технические характеристики Внешний вид
Вибролитой Тяжелый вес, низкая морозостойкость и эксплуатационные показатели. Вследствие пор быстро образуются трещины и сколы, что приводит к скорому разрушению борта. Поверхность пористая, неэстетичный серый цвет, после монтажа остаются грубые стыки. Сложность в установке при устройстве поворотов — арматуру сложно срезать без ущерба общему виду изделия.
Вибропрессованный Компактность и сравнительно небольшой вес, ровная поверхность, отсутствие пор, хорошие эксплуатационные показатели вследствие высокой прочности и морозостойкости. Ровная поверхность без пор, эстетичный внешний вид, широкий спектр цветовых решений, возможность применения для оформления углов.

Виды дорожных бордюров

Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:

  • колотый;
  • пиленый;
  • обожженный;
  • полированный.

Бортовой камень выпускается в следующих видах:

  1. Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.
  2. Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог.
  3. Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.
  4. Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:

  1. Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.
  2. Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.
  3. Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.
  4. Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.

Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:

  1. Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.
  2. Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.
  3. Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Справиться с этой задачей может даже начинающий строитель, достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

  • Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.

Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.

Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3

от верхней точки камня, ширина —на 10 сантиметров больше размера блока.

Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.

Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.

Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа

, чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Разновидности

Характеристики бордюрного камня четко определены в стандартах, действующих на территории Российской Федерации. Наша фабрика использует высококачественное оборудование для производства бетонных изделий, что позволяет создавать продукцию в четком соответствии с действующими нормативами.

В нашем ассортименте представлены бордюры таких разновидностей:

  • магистральные (ГОСТ 6665-91). Отличаются наибольшими размерами, их длина составляет 1 метр, высота – 300 или 450 мм, а ширина – 150 или 180. Масса в зависимости от размеров колеблется от 120 до 190 килограмм. Они наилучшим образом подходят для обустройства междугородних трасс или автомобильных мостов;
  • дорожные. Весят 96 кг, длина и ширина такого бордюрного камня составляет 1000 и 300 мм соответственно. Изготавливаются по тем же нормативам, что и магистральные;
  • садовые. Согласно ГОСТ 6665-91 могут быть метровыми или полуметровыми, вес составляет 18 или 36 кг. Широко используются в частном строительстве.

Все эти разновидности представлены в ассортименте нашей компании. Связавшись с представителями нашей компании, вы узнать все подробности о нашей продукции и получить бесплатную консультацию по их применению. Мы поможем подобрать наиболее подходящее изделие для достижения заданных клиентом целей, и предоставим транспортные слуги и помощь квалифицированных специалистов, способных произвести необходимые монтажные работы.

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

  • Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.

Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.

Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.

Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.

Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках

, нарекания вызывают такие нюансы:

  • Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.

Материал хорошо горит.

Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28

сантиметров, толщина:0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см

. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Все о бордюрах. Виды, характеристики

Главная Все о бордюрах

В дорожном строительстве с каждым годом появляются новые технологии и материалы. Достижением последних лет стало полусухое вибропрессование. Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками. Марка бетона, прочность на сжатие, морозостойкость — основные качественные показатели бордюрных камней.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень. Все они имеют разные размеры, характеристики и места применений. Основные их функции:

  • отделить пешеходную зону от не пешеходной;
  • отделить проезжую часть дороги от остальной территории;
  • укрепить консрукцию тротуарной плитки;
  • защитить дорожное полотно и тротуарную плитку от размывания проточной водой;
  • придать законченый архетектурный вид клумбам и садовым зонам.

Магистральный Бордюр

Бордюрный камень магистральный, ГОСТ 6665-91 – самый большой по размерам бордюрный камень из всей линейки. Бордюр магистральный бывает нескольких размеров и соответственно разного веса :

БР 100.30.18 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 180 мм вес 120 кг
БР 100.45.15 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 150 мм вес 140 кг
БР 100.45.18 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 180 мм вес 190 кг

Магистральный бордюр устанавливают на трассах между городами, на магистралях, на мостах и развязках дорог. Из за повышенных характеристик прочности, магистральный бордюр более устойчив к внешним факторам и имеет свойство оказывать сопротивление изнашиванию в определённых условиях. Цены на магистральный бордюр варьируются от 250 руб за штуку до 700 рублей за штуку.

Характеристики

Марка прочности М400
Морозостойкость 300 циклов
Класс бетона В30

Дорожный Бордюр

Дорожный бордюр вибропрессованный, ГОСТ 6665-91. 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Срок эксплуатации такого бордюра примерно 15-20 лет, в зависимости от местонахождения. На сегодняшний день – незаменимый материал дорожного строительства в соотношениицена – качество. Размеры дорожного бордюра:

БР 100.30.15 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 150 мм вес 96 кг

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах.

Нестандартные размеры бордюров

Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы

Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным лекалам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Они имеют прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Такие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

  • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
  • 390*190-90 и массой около 15 кг;
  • 500*240*35, вес 9 кг.

Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

  • длина от 70 см до 2 метров,
  • ширина — от 80 мм до 200 мм,
  • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

Особенности установки

После того как вы выбрали и приобрели подходящий для ваших целей бордюрный камень, важно его правильно установить. Монтаж и укладку можно осуществить как своими руками, так и при помощи квалифицированных специалистов

Так или иначе, ставить и укладывать бордюрный камень следует строго с соблюдением всех технологий и нормативов, работу нужно проводить по действующему СНИП.

При этом заранее нужно подготовить соответствующую схему и необходимые инструменты (например, щипцы, кантователь и т. д.)

Также важно помнить про раствор для кладки и заделки швов (например, при цементобетонных покрытиях), на основании которого будут устанавливаться строительные бордюрные блоки

Порядок установки бордюрных камней выглядит следующим образом.

  • Для начала необходимо произвести подготовительные работы. В первую очередь, это касается разметки той территории, на которой вы будете устанавливать строительные блоки. Традиционно разметку производят посредством специально предназначенных элементов, а именно – кольев и веревки. Так, веревку натягивают на колья – таким образом формируется линия будущего бордюра.
  • Следующий шаг – это раскопка траншеи. За основные размеры нужно взять ширину бордюра, а затем прибавить по 5 сантиметров с каждой стороны. Глубина траншеи должна составлять 2/3 от высоты используемого вами бордюрного камня.
  • После этого дно выкопанной вами траншеи необходимо покрыть щебнем – толщина данного слоя должна составлять 4 см. Сверху на щебень нужно высыпать 2 сантиметра песка, а затем данная смесь заливается водой. После этого в траншее можно размещать бордюрный камень.
  • Финальный этап – приготовление закрепляющего раствора. Для этого вам потребуется взять цемент, песок и воду в соотношении 1 к 3 к 1,5. Этот раствор нужно укладывать равномерным слоем, толщина которого должна составлять 2 сантиметра.

На сегодняшний день не обязательно производить установку бордюрных камней своими руками. Для этих целей разработаны и созданы специализированные устройства – бордюроукладчики. Следует иметь в виду тот факт, что даже если вы провели установку бордюра без ошибок, срок службы строительных блоков является ограниченным. Соответственно, со временем вам придется проводить строительные работы по замене износившихся элементов.

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.

Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.

Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3
от верхней точки камня, ширина — на 10 сантиметров
больше размера блока.

Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.

Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.

Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа
, чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Бортовой камень (БР, БУ)

Бордюрный камень БР

ГОСТ 6665-91

Бордюр дорожный или бортовой камень отделяет проезжую часть дороги от тротуара, газона, площадки или дорожки

Бортовой камень является важной составляющей любой дороги и играет в ее конструкции достаточно серьезную роль

Завод «ЖБИ-Гранд» предлагает купить бордюр дорожный, камень БР и другие виды дорожных и бортовых камней из обычного бетона и железобетона. Наше предприятие специализируется на производстве различных ЖБИ изделий более 8 лет. Современное оборудование и постоянные инвестиции позволяют нам постоянно расширять ассортимент продукции и улучшать ее качество.

Зачем нужен бортовой камень

Бортовой камень замыкает дорожное полотно и защищает его от вредного воздействия окружающей среды. Брусчатка, асфальтовое или бетонное покрытие очень быстро покрывается трещинами и разрушается ветром и ливневыми дождями, если оно не закрыто со всех сторон бордюрным камнем. Дорога без бордюра служит в несколько раз меньше лет, чем с бордюром.
Дорожный бордюр отделяет проезжую часть от других участков дороги

Это особенно важно для организации дорожного движения. Транспортным средствам разрешено перемещаться только по проезжей части

Правильно установленныйбордюр служит одним из ориентиров окончания проезжей части для транспортных средств.
Бордюрный камень формирует направление потока дождевой воды и направляет ее в ливнестоки или на обочины. Это снижает количество воды на проезжей части дороги во время осадков и повышает безопасность движения машин и других транспортных средств.

Почему выгодно покупать бортовой камень в «ЖБИ – Гранд»

Мы применяем современные технологии литья железобетонных изделий с использованием передового оборудования. Качество нашей продукции всегда на самом высоком уровне.

Используемая нами технология вибрационного литья позволяет выпускать бордюрный камень в соответствии с ГОСТ 665-91. На каждую партию камня БР и других типов бордюров дорожных мы можем предоставить сертификаты качества, соответствия и другие документы.

Наш завод предлагает купить садовый и газонный бордюрный камень для обустройства пешеходных дорожек и тротуаров. Также мы предлагаем армированный магистральный и дорожный бордюрный камень для обустройства автомобильных дорог, магистралей и подъездов. Магистральный бордюрный камень обычно большего размера, на него приходятся максимальные нагрузки при движении по дороге грузовых автомобилей с большими скоростями.

Бетонные бордюры

Бордюры из бетона, получившие наибольшее распространение, часто называют бордюрным или бортовым камнем, поребриком. В зависимости от места и целей установки бетонные бордюры могут быть дорожными или тротуарными (садовыми). Применяются для мощения территории общественного или частного значения. Используются при городском и садово-парковом оформлении участков.

Дорожные бордюры отделяют проезжую часть от тротуаров и ограничивают их ширину. Тротуарные играют, как разграничительную, так и декоративную роль. Они имеют сходство с дорожными, но характеризуются меньшей высотой и слегка скошенной лицевой частью. Как правило, их размеры имеют ограничения по длине – 50 или 100 см, по ширине – 8 см, по высоте – 20 см.

Типичные места установки:

  • жилые кварталы;
  • въезды, парковки и автомобильные стоянки;
  • дачные и коттеджные участки;
  • другие территории с необходимостью зонирования участков.

Варианты применения бетонного бордюра

Различие бетонных бордюров по технологии изготовления

Для изготовления бетонных бордюров может применяться одна из двух технологий. Это технология вибролитья или вибропрессования. Используемый метод изготовления определяет рабочие характеристики бордюрного камня и срок его службы.

Вибролитые бордюры

При одинаковых габаритах и форме бордюры, изготовленные по этой технологии, часто имеют разную массу. В основе способа – принцип заливки раствором формы. Матрица для заливки размещается на вибростоле. Благодаря вибрациям материал уплотняется, удаляется скопившийся в растворе воздух. Недостаток метода – многократное использование одной и той же опалубки, образование внутренних капилляров, ускоряющих разрушение бордюрного камня при температурных перепадах.

Вибролитовый бордюр.

Вибропрессованные бордюры

Такие бордюры изготавливают методом прессования с вибрационной утрамбовкой смеси бетона с водой. Вибротрамбовка полностью удаляет воздушные пузырьки из раствора, уплотняя и повышая прочность застывшей массы.

Метод вибропрессования позволяет получить более качественный строительный материал. Он морозоустойчив и отличается лучшими прочностными характеристиками, а значит и долговечностью. Поэтому получил большее распространение в городском и частном строительстве.

Вибропрессованный бордюр.

Садовые бетонные бордюры по внешнему виду

Внешний вид садовых бортовых камней также определяет специфику их применения.

Они могут быть:

  • Односторонними;
  • Двухсторонними.

Односторонние бордюры

Устанавливаются на участках, где необходимо обозначить границу покрытий с разными перепадами по высоте. Например, для отделения газона от дорожки, обозначения островка безопасности.

Односторонний бордюр.

Применение одностороннего бордюра.

Двухсторонние бордюры

Установка бордюра этого вида позволяет визуально разделить зоны с разным покрытием одинаковой, или примерно одинаковой высоты. Примером такого разделения может служить граница между тротуаром и газоном.

Двухсторонний бордюр.

Применение двухстороннего бордюра.

Цвета бетонного бордюра для дорожек

Вибропрессованные бордюрные камни могут иметь различное цветовое оформление. При этом цвет материала сохраняется независимо от срока эксплуатации. Наибольшей популярностью пользуются серые, красные и коричневые заготовки.

Оформляя садовую дорожку или площадку, необходимо учитывать, что цвет границы может гармонировать с дорожкой или контрастировать с цветовой палитрой тротуарной плитки.  

Обычный серый бордюр можно окрасить с помощью атмосферостойкой фасадной краски. Но повторять эту процедуру необходимо каждый год или раз в два года, поэтому лучше заранее продумать и выбрать необходимый цвет.

Возможные цвета:

  • белый;
  • желтый;
  • светлый серый;
  • серый стандартный;
  • красный;
  • коричневый.

 Красный.

 Коричневый.

 Желтый.

 Белый.

Серый стандартный. 

 Серый.

Размеры бордюра для тротуарных дорожек

Длина Высота Ширина
500 200 40,60,80

Достоинства бетонных бордюров:

  • Самый прочный и доступный строительный материал.
  • Стойкость к резким перепадам температур и другим атмосферным воздействиям.

Недостатки бетонных бордюров:  

  • Необходимость предварительной подготовки основания для установки.
  • Материал больше подходит для оформления прямых дорожек, для криволинейных объектов необходимо выполнять большое количество подрезки.

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку

Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик

То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

Высота бордюра по ГОСТу является одним из немаловажных факторов в конструкции дорожных и тротуарных покрытий. Установка бордюров производится для укрепления самой дороги, для разделения пешеходных зон и прежде всего для визуального определения проезжей части лицами, которые управляют транспортными средствами.

Строительством, реконструкцией и соблюдением норм возведения занимаются дорожные службы, которые относятся к Администрации населенного пункта, в котором были произведены данные работы. На основании многочисленных жалоб и обращений приняты соответствующие изменения в законодательстве РФ.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать,