Содержание:
- Основные элементы и мотивы
- Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
- Орнамент
- История появления и развития пижемской росписи
- Символика и мотивы Северной росписи
- Выбор краски для росписи
- Возникновение хохломы
- Каргопольская роспись
- Нюансы дизайна ногтей в китайской технике
- Владимирская
- Шенкурская роспись
- Основные элементы вологодской росписи
- Подготовка к работе
- Появление росписи
- Мезенская
- Хохлома
- Использование гуаши
- Особенности ракульской росписи
- Стили
Основные элементы и мотивы
Условное деление на виды городецкой росписи – это и относительно простая цветочная, и изображения с присутствием мотивов «конь» и «птица», а еще сюжетная. Хотя это деление можно считать условным, потому как без цветочных элементов не строится ни одна композиция. Даже если мастера используют одну и ту же схему организации композиции, но задействуют различные цвета, работы получаются такими, что подобие не сразу и уловишь.
Особенностью городецкой росписи считают щедрое изображение цветов (ромашек, розанов): мастер не жалеет на них ни места, ни краски.
Основные элементы орнамента:
- «букет» — симметричное изображение, чаще встречающееся на разделочных досках;
- «гирлянда» — один либо два крупных цветочка по центру, которые отходят в стороны на цветы и листочки помельче;
- «ромб» — один или несколько цветочков образуют ромбовидный центр, бутоны и листочки же к вершинам ромба сужаются;
- «цветочная полоса» — ленточная орнаментальная композиция;
- «венок» — та же цветочная полоса, что замкнута по краям поверхности.
Изображение городецкой лошадки
Возникают в городецкой росписи и зооморфные мотивы, что делает изображение еще более образным и символичным. И «петух», и «конь» — вестники света, солнца, тепла, ассоциирующиеся с пожеланиями удачи и радости. А если птицы изображаются парно, это отображает семейное благополучие. Находятся в работах и экзотические барсы и львы.
Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью
Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.
Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.
Инструменты и материалы для подготовки заготовки под роспись
Состав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенцию
Обработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу
Орнамент
Маленькие ракульские птички с крохотной головкой, грузным тельцем, легким хвостиком стали лицом промысла. Над спинкой у этих пташек поднято одно крылышко, изображенное легкой изогнутой линией с небольшими штришками перьев. Но у этой традиционной пташки есть и «родственники», чуть реже встречающиеся на ракульских расписных изделиях.
Другие варианты птичек:
- Легкий черный контур, изображение без мелкой штриховки по бокам. В рисунке прослеживается графичность. Это сороки, особые птицы в народном искусстве. Впрочем, как хорошее, так и негативное значение закрепилось за этой птицей. Из-за возможности двойственной трактовки, может быть, и использовалась сорока в ракульских узорах не очень часто.
- Курицы. Они похожи на основную птицу, но все же выделяются более крупным силуэтом. Выполняются в цвете, яркие и выразительные.
Ракульская птичка рисуется в определенной последовательности. Грудка и клюв у нее прорисованы на одной линии. Голова маленькая, плавно переходит в грузное тело. Художник деликатно намечает крылышко, прорисовывает птичью головку. Только после этого туловище заливается цветом. Выполняется хохолок птички, лапки – в виде трех лучиков из одной точки, прорисовывается хвостик.
Ракульская роспись – элементы кустик и растительный:
- Форма листьев кустика имеет фантастичную природу, некоторые напоминают крупную каплю или даже цветки тюльпана. Из цветов в основном используется охра, коричневый, оранжевый, красный, синий, изумрудная зелень, синий. Выполняет мастер роспись на золотистом фоне, потому цвета могут быть приглушенными.
- Растительный. Часто в ракульской росписи встречается S-образная ветка. На этой ветке сначала прорисовываются листья, они должны быть разведены в разные стороны. Далее следует наращивание капелек и листочков. Так как ракульский промысел относится к графическим разновидностям, листочки и капельки по контуру обводят тонкой черной линией. Сами же листочки окрашиваются в 2-3 цвета. Оживляют картинку белые полукружки, распределенные по листве.
Растительная тема преобладает в ракульских работах. Даже там, где в «центре внимания» птицы, декоративные листочки оформляют главного героя. Фантастичность изображения растений – не эксклюзивна в ракульской росписи. И это относится к символике промыслов русского Севера. Такие растения ассоциировались с радостью в доме, неиссякаемым богатством, хорошим урожаем. Все рисунки – дань уважения к природе-кормилице, у которой народ в лице художника просит плодовитости, милости, щедрости.
Возникновение ракульского промысла до сих пор досконально неизвестно, в справочниках и художественных пособиях информация о росписи дается кратко, сдержанно. Но ничто не мешает любителям народных промыслов почувствовать себя этнографами, попытаться узнать о самобытном и немного загадочном направлении больше. В век интернета это сделать легче.
Рекомендуем также познакомиться с еще одной росписью Севера, которая не относится к известным, но обладает своей харизмой: «Кто «придумал» пижемскую роспись и какие послания оставляли художники на деревянных изделиях».
Ученые мира давно пытаются максимально точно ответить на вопрос – зачем человеку искусство. И пока они сошлись в наиболее убедительной версии: человек рисует, лепит, красит, вырезает и вышивает не только для души, для удовольствия и желания сделать мир красивым. Оказывается, это способствует эволюции человека.
Занимайтесь творчеством, даже ученые уверяют – это очень полезно!
История появления и развития пижемской росписи
Известно это древнее творческое самобытное направление с 17 века. Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками книг, и светских, и религиозных. Эти книга умельцы украшали красивыми заставками, рисунками и буквицами.
Ложки. Пижемская роспись. XIX в.
А потом часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек и иной домашней утвари (кроме прялок – их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись. Культурологи могут привести огромное количество примеров параллели культовых пижемских узоров и заставок древних книг.
Печора – знакомый исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жили династии переписчиков, имена которых знала вся округа. Их заслуга в том, что появилась пижемская роспись. И сегодня эту стезю продолжают художники: и профессионалы, и любители. По сей день в их кругу появляются поводы для новых творческих споров. Например, о том, насколько допустимо в пижемской росписи по дереву включать авторские элементы.
Пижемская роспись и выразительная, и познавательная, и информативная. Ольга Шелепеева, народный мастер России, много лет изучает северные росписи Родины. Ее книга о пижемской традиции стала уникальным научно-культурологическим пособием. Ольга Николаевна рассказывает, что и особенная перьевая техника, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов, создало невероятно интересный промысел. Исследователь говорит, что у пижемской росписи есть особенная аура. И ее нужно уметь читать, расшифровывать ее послания, чтобы трогала роспись не только глаз, но и сердце.
Увидеть старинную и современную утварь, украшенную пижемской росписью, вы сможете в данном видео.
Символика и мотивы Северной росписи
Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.
Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:
дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).
Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.
Основные элементы
Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.
Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).
Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.
Выбор краски для росписи
Отнеситесь очень серьезно к выбору красок, это не тот материал, на котором стоит экономить. Есть краски ученические, а есть художественные, поэтому конечный результат зависит от того, на чем вы остановите свой выбор. Существует несколько видов красок, они отличаются по своему химическому составу, способу наложения и скорости высыхания цветного слоя.
Масляные
Это классический вариант для написания живописных полотен. Краски очень хорошо смешиваются между собой. С помощью них можно создавать плавные переходы из цвета в цвет. Есть возможность долго работать над картиной, так как время высыхания масляного слоя очень долгий. Это и плюс, и минус работы в масляной технике. После полного высыхания краски нужно покрыть изображение лаком в 2-3 слоя.
Темпера
В состав красок входит воск и масло. В росписи можно сделать нескольких цветных слоев, что даст объем изображению. Перед нанесением каждого нового слоя нужно дать высохнуть предыдущему.
Акрил
Эти краски подойдут тем, кто имеет опыт рисования, так как акрил сохнет очень быстро. Есть специальные составы, замедляющие высыхание краски. Акрил представлен очень широким спектром цветов, в том числе и ярких. Еще одно из преимуществ — отсутствие запаха и долговечность материала. При высыхании красочного слоя образуется пленка, поэтому покрывать изображение лаком не нужно.
Возникновение хохломы
Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи,
Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья — Хохлома, — словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.
Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток.
Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву.
В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются:
— фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды;
— объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.
Каргопольская роспись
Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.
Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.
Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.
Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.
Нюансы дизайна ногтей в китайской технике
Для украшения маникюра, выполненного в технике китайской росписи, можно использовать дополнительные материалы: стразы, блестки, фольгу. Главное – не переборщить с яркими и блестящими элементами, иначе нежный и естественный рисунок потеряется на их фоне, а сам дизайн станет вульгарным. То же относится и к черной обводке рисунков, четким контурам, словно в детских раскрасках, для китайской росписи они абсолютно неуместны.
С чего начать?
Даже опытные мастера начинают работу с создания эскизов на бумаге. Новичкам также следует сначала хорошенько потренироваться, оттачивая технику разных мазков до автоматизма. В продаже есть специальная бумага для эскизов нейл-арта в китайском стиле, но при необходимости ее можно заменить плотным глянцевым картоном, который продается в «творческих» отделах канцелярских магазинов. Выбирайте темный картон, чтобы лучше видеть границы рисунка и мелкие огрехи. Помимо бумаги и картона можно приобрести тренировочные карты (на фото ниже), они помогут «набить руку» на различных узорах и отточить мастерство.
Начните с простых рисунков, поэтапно переходя к более сложным узорам: от отдельных элементов (мазков и штрихов) к созданию веток, лепестков, бутонов, а затем – целых цветов и древесных узоров. Не наносите много краски на кисть, иначе рисунок получится чересчур выпуклым, да и над ровным фоном без пузырьков тоже стоит поработать. К работе с ногтевой пластиной стоит переходить только после того, как вы отработали все мазки и создали несколько полноценных эскизов.
Пошаговый мастер-класс
Дизайн ногтей в технике китайской росписи требует от мастера точных и уверенных движений. Для начала на обработанный ноготь наносится базовое покрытие, затем – выбранный фон. Новичкам рекомендуется начинать со светлых и пастельных оттенков. Следующие действия выполняются пошагово:
- Прорисовывается центральный элемент при помощи плоской кисти без отрыва.
- На высохшую основу цветка наносятся узоры согласно эскизу, из двух оттенков с промежуточным переходом.
- Рисуют листья, побеги, стебли.
- На высохший рисунок наносят финишное прозрачное покрытие.
Мастер-класс по созданию простейшего рисунка с бутонами розы на ногтях включает следующие этапы:
- Обычным лаком на обработанный ноготь наносится фоновый цвет (контрастный темно-голубой, серо-голубой или синий).
- Плоскую кисть окунают разными сторонами в белую и розовую акриловую краски на палитре.
- Плоской кистью прорисовывают верхнюю часть розы, затем переворачивают кисть на 180 градусов без отрыва и дорисовывают нижнюю часть бутона.
- Для листьев используют зеленый цвет светлого и темного тонов, палитру и скошенную кисть (ее также окунают в два разных цвета).
- Тонкой кистью-лайнером рисуют стебли, растительные узоры.
- Спустя 15 минут, после полного высыхания полученный рисунок покрывают финишным бесцветным лаком.
Не стоит добиваться идентичности всех рисунков на разных ногтях. Дизайн маникюра в китайском стиле приветствует вариативные изображения растений в одной тематике, цветовой гамме, но разного размера. Таким образом, общая картина получится естественной, как сама природа, которая не терпит повторений. Вдохновляйтесь нашими фото, букетами полевых и садовых цветов, летними пейзажами и творите свой уникальный нейл-арт в популярной технике китайской росписи!
Похожие посты
Оставить комментарий
Владимирская
«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.
Владимирская роспись
Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.
Шенкурская роспись
Она тоже является северной, но от родственных художественных направлений она прилично отличается. Ей присущ яркий фон, красный или оранжевый, насыщенная цветовая гамма с белым цветом для оживки и черным для орнамента.
Отличительные черты шенкурского промысла это:
- стилизованные цветочные мотивы, геометризированные формы розеток;
- узнаваемый узор – три свободных цветка, шесть не вырисованных лепестков (они выполняются легкими мазками), срединный завиток из травки;
- домовая роспись более четкая и графичная;
- преимущественно используются образы вечного обновления природы;
- орнаментальность этих узоров требует от художников даже каллиграфических навыков.
Изучать русские промыслы можно по декорированным деревянным доскам и прялкам, расписным тарелкам и мебели, подносам и сундукам. Что такое роспись, эстетическая потребность человека в декорировании или сакрализация предметов быта? Ответить на этот вопрос может каждый для себя, потому что продуктами русских промыслов можно не только любоваться. Их можно расшифровывать, изучать и делать очень любопытные культурологические открытия.
Основные элементы вологодской росписи
Привлекательная особенность вологодской школы – удачная комбинация выраженной декоративности и реалистичности изображения природы. Классические образцы направления – это лаконизм широких, схематизирующих графических определений. Если есть контур, то контур смелый и твердый, если яркость и перекличка цветов – то уверенная, неслучайная в выборе мастера.
Базовые элементы:
- цветы и плоды – символы богатства, урожая и текучести жизни (цветет и плодоносит – значит, жизнь идет, мы продолжаемся и развиваемся);
- лев – хранитель, сакральный страж богатства хозяина, верный служка и второе «я» хозяина;
- птицы – и покровительство высших сил, и надежда на завтра (связанная с приходом весны как символа пробуждения и продолжения), и носитель добрых вестей, и семейный оберег.
Символика схожа по значению, а вот техническое отображение отличается в зависимости от школы и способа нанесения рисунка. Потому вологодская роспись – это не узкий перечень черт и деталей, это регионально обозначенный промысел с множеством ответвлений, самобытных и заслуживающих отдельного изучения.
Подготовка к работе
Чтобы нанести красивые узоры на деревянные изделия, вам не обойтись без следующих приспособлений:
- Самого деревянного предмета, на который и будет наноситься выбранный шедевр.
- Палитры для смешивания красок.
- Мягких карандашей и стиральной резинки.
- Наждачной бумаги для обработки поверхности изделия.
- Жестких листов бумаги для выполнения эскизов.
- Кисточек для рисования разных размеров и степени жесткости.
- Готовых шаблонов.
- Красок определенного вида.
- Грунтовки и прозрачного лака для закрепления, чтобы рисунок не испортился от воздействия влаги.
Сначала наждачной бумагой или шкуркой доводят основу до гладкого состояния. Затем на древесину наносят грунтовку, подходящую определенному виду красящего средства. Когда грунт высохнет, приступают к нанесению основы в нужном тоне. Как только она станет сухой, начинают наносить сам рисунок.
Появление росписи
Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.
Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приемы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).
Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII веков наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.
Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобожденной от случайных, преходящих извне воздействий. «В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не „как бы“, а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской».
Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).
Мезенская
Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.
Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:
- Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
- Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
- Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
- Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
- Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
- Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
- Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью компании «Беломорские узоры». Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.
Хохлома
Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.
Что нужно знать о хохломе:
- Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
- Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
- Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
- В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
- Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
- Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
- Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.
Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.
Больше информации о хохломе вы узнаете из нашего обзора: «Секрет популярности посуды хохлома и ее особенности. Как отличить подделку и почему посуда-фейк опасна для здоровья».
Использование гуаши
Предметы регулярного обихода часто расписывают гуашевыми красками. Они немного похожи на акрил, только чуть менее насыщенные. Их густая непрозрачная масса позволяет создавать на дереве сложные рисунки со множеством тонов. Гуашь с легкостью наносится на поверхность, не растекается и не трескается. Для более прочного крепления краски к поверхности ее покрывают водным раствором клея ПВА (1:1). После его нанесения изделие уже не нужно грунтовать.
Узоры гуашью всегда яркие, сочные, ведь не зря ее называют плакатной краской. Гуашью могут пользоваться даже начинающие художники. Состоит эта эмульсия из глицерина, фенола, ализаринового масла, воды. После высыхания деревянное изделие обязательно нужно покрыть лаком.
Особенности ракульской росписи
Мотивы ракульских изображения не особенно оригинальны. Чаще всего это либо растительный орнамент с переплетением ветвей и листьев, либо крупная листва на кустиках, либо стилизованные птицы. Но на деревянных досках, подносах, прялках и набирухах эти знакомые, типичные для народной росписи мотивы смотрятся очень нарядно, динамично, певуче.
Что выделяет образцы ракульской росписи по дереву:
- насыщение цветов – скудным использование цвета на расписных предметах точно не назовешь, и этот активный цветовой выбор первое, что бросается в глаза;
- использование крупных и средних деталей – фон доски практически заполнен, ощущения больших пустот нет, рисунок можно назвать пестрым за счет этих крупно прорисованных деталей;
- активное сочетание коричнево-красного и зеленого, желтый и оранжевый цвета только помогают двум главным колорам;
- «пухленькие» птицы – очень часто именно такая ассоциация возникает у того, кто оценивает ракульскую картинку, ее пташки действительно отличаются от других птиц на расписных изделиях своим округлым, полноватым туловищем;
- идеальная композиция – в композиционном решении ракульские работы совершенны, хотя с такими активными цветами, многообразием элементов, созданием динамики изображения соблюсти композиционное равновесие непросто.
Удивительно и то, что работы не самого популярного русского промысла, органично выглядят в современном интерьере. Если в доме господствует нордический стиль с белыми сканди-стенами, обилием натурального дерева и натурального текстиля, в качестве декоративных акцентов яркие ракульские доски, подносы и блюда, шкатулки будут просто идеальны.
Данное видео подробно рассказывает как создаются главные мотивы ракульской росписи.
Стили
Идеи креативного оформления могут принадлежать как хозяину или хозяйке жилища, так и продвинутому дизайнеру, берущему за свои консультации колоссальные средства. Но в любом случае самым похвальным эпитетом будет не столько «современная квартира» (лояльность простирается на использование любого варианта декора), сколько отзыв «стильная». Это не означает, что в оформлении комнат нужно непременно придерживаться единой линии. В гостиной может господствовать классика, ампир, экостиль в деревянном антураже, а в ванной – ультрасовременная или стилизованная под старину роспись.
Но египетские сфинксы будут неуместны в оформлении веранды, если с нее открывается вид на японский садик, как и мебель ампир в прихожей, где одна из стен покрыта символической кирпичной кладкой.
Лофт
Предмет предпочтения у тех, кто любит большие или умело созданные пространства, минимум мебели и максимум воздуха. Востребован в современном искусстве интерьера из-за широких возможностей самореализации.
Требует не только тщательного подбора деталей, мебели, изображений, но и знания некоторых тонкостей.
Прованс
Популярный стиль для любителей гнутых ножек, текстиля в цветочек, пасторальных картинок и светлых тонов. В стиле прованс часто оформляют кухни, спальни, но и в гостиной он смотрится вполне органично.
В восточном стиле
Преобладание драпировок, блеска, пышности, орнаментов, агрессивных красок. Обычно много внимания уделяют деталям, тщательному подбору атрибутики.
Модерн
Нечеткость линий, неконтрастные, размытые сочетания, совмещение утилитарности и романтизма без заостренных углов оставляют небольшой простор для применения в современных помещениях.
Арт-деко
Дает возможность широко использовать произведения искусства в оформлении, но требует умеренности и хорошего вкуса.