Содержание:
- Варианты отделки
- Особенности
- Неоклассика
- Выбор мебели
- Особенности неоклассического стиля
- Цветовая палитра
- Стильные примеры интерьеров
- История возникновения стиля неоклассицизм в интерьере
- Организация освещения
- Особенности
- Варианты отделки
- Текстиль и декор
- Варианты отделки
- Текстиль и элементы декора
- Вторая волна классицизма в Европе
Варианты отделки
Главное различие между классикой и неоклассикой прежде всего в материалах для облицовки. В этом направлении уместно практиковать отделку гипсокартоном, стеклом, декоративными панелями и иными новомодными прототипами.
Современный дизайн стен
Потому как неоклассику зачастую практикуют для квартир со средней квадратурой, в облицовке стен необходимо уделять основное внимание светлой палитре, зрительно расширяющей границы. Желательно применять следующие возможности:
- окраска в одноцветной гамме;
- какие угодно обои с мелким рисунком либо полоской;
- панели из древесины либо её стилизация – они выделят правильность линий и зрительно обозначат границы разделения пространства на участки;
- стеклянные стеновые панели либо зеркальные полотна;
- достойные внимания способы для облагораживания потолка и пола.
Оптимальный выбор для обустройства потолка – натяжные потолки, которые по контуру можно отделать декоративными планками типа подзора либо галтелями. Необходимо брать не имеющее глянца либо глянцевое полотно без изображений — они спрячут все изъяны на потолке и выделят пышность интерьера. Для неоклассицизма сгодятся не только одноуровневые натяжные потолки, можно реализовать и многоуровневую конструкцию, которая впишется в единую стилизацию убранства.
Традиционным покрытием пола является доска либо паркет, но для неоклассицизма его можно заменить ламинированным напольным покрытием либо даже полимерными (заливными) полами. Шикарно выглядит в интерьере и керамический гранит, однако, подобная облицовка подойдёт не для всякого дома вследствие дороговизны. Наиболее доступный прототип – керамическая плитка, стилизованная под мрамор.
Декорирование дверей и окошек
Традиционные проёмы окон тоже приспосабливаются под современный интерьерный дизайн в манере американского неоклассицизма. Оптимальным вариантом является панорамное остекление с широкими подоконниками. Можно в дополнение декорировать их резными деревянными карнизами либо объёмными рельефными планками.
Особенности
Неоклассика – дочь классического стиля в интерьере. Так часто говорят дизайнеры, и это вполне справедливое определение. Именно из классики стиль взял склонность к применению материалов, предметов декора, отделки исключительно натуральных. Композиционные решения также взяты из классики, как и общее впечатление шикарного дома, элегантного и роскошного.
Но многие вещи в неоклассическом стиле допустимы – например, качественная имитация натуральных материалов. Фрагментарно она может присутствовать в интерьере. Также в неоклассике не будет инородным предметом плазменный телевизор или современная аудиосистема.
Неоклассика
Как уже говорилось, в конце XIX и начале XX веков ряд живописцев вновь обращается в античному наследию.
Как называть эти веяния — неоклассицизмом или неоклассикой — вопрос терминологии и, пожалуй, он второстепенен. Гораздо важнее понимание: откуда эти вспышки интереса к древним традициям на пороге современного искусства?
Мастера, обращавшиеся в это время к образцам искусства Ренессанса, Греции и Рима, делали это в рамках художественного протеста (в отличие от академического и салонного искусства, использовавшего классицистические каноны формально). Приверженцы неоклассики, в отличие от академистов, искали в античности истинное вдохновение, способ преодолеть то «хаос реальности», то какие-либо новые веяния, которые им казались неэстетичными и деструктивными (например, ведя полемику с авангардистами).
Кого можно отнести к неоклассицистам позднего периода?
- Отчасти — утончённых прерафаэлитов, которые ориентировались на ренессансные шедевры, восходящие к античности.
- Неоидеалистов — это течение сформировалось в 1870-х годах в Германии, выдающийся представитель — Ансельм фон Фейербах с его романтично-классицистичным подходом.
- Ряд представителей культуры модерна Фердинанда Холдера (Ferdinand Hodler), Мориса Дени (Maurice Denis), Пьера Сесиля Пюви де Шаванна (Pierre Cécile Puvis de Chavannes), Александра Евгеньевича Яковлева, Зинаиду Евгеньевну Серебрякову), которые оригинально сочетали модерновую и классицистическую стилистику.
- «Новое общество художников», объединившихся в 1904 году (в него входили Александр Фёдорович Гауш, Борис Михайлович Кустодиев).
- Некоторых мастеров, обращавшихся к эстетическим канонам классицизма, даже если это не всегда очевидно, — например, именно отсюда берёт истоки строгая пластика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Выбор мебели
Ключевым элементом спальной комнаты в стиле неоклассика является, конечно же, кровать
Обладая обыкновенной прямоугольной конфигурацией, она притягивает внимание изысканным убранством и изящным изголовьем, которое может быть витиевато-резным либо удобно-мягким. Для изготовления изголовья в стиле неоклассики применяются драгоценные породы древесины, высококачественные ткани либо кожа
- роскошного комода либо дамского столика с изысканным зеркалом;
- мягкого кресла либо софы для отдыха;
- шкафа для предметов одежды.
В основном это предметы утончённой формы с налётом древности, не перегружающие пространство.
Предметы мебели для спальной комнаты в неоклассицизме выделяются мягкостью линий, безмятежной благородной цветовой гаммой и дорогостоящей, но очень мягкой драпировкой. Для формирования в высшей степени гармоничного оформления предпочтительнее покупать предметы из одного комплекта.
В то же время надо принимать во внимание, что на фоне светлых покрытий главным образом остаются в выигрыше образцы из дерева цвета шоколада либо венге, и, напротив, в контрастности с тёмным полом колоритнее будет выглядеть дубовая либо ореховая мебель
Особенности неоклассического стиля
В современном классическом интерьере всегда присутствует шик и изысканность, создающие аналогию с господскими апартаментами или помещичьей усадьбой. Стиль неоклассика приветствуют люди, состоявшиеся в жизни, обладающие консервативным мышлением, но не лишённые гибкого подхода к возможности декорирования своего жилища. Неоклассика следует непрерывно усиливающемуся темпу современной жизни.
В неоклассическом интерьере чётко соблюдается баланс между традициямии современными веяниямиВ основе этого стиля лежит симметрия, простота форм и изящество линий. Для современной классики не характерны излишества и резкие колористические решения, зато характерно использование современных материалов и инновационных технологий, а также органичное включение бытовых технических новинок в интерпретированную под классику окантовку.
Материалы
Для отделки интерьера в неоклассическом стиле чаще всего используют следующие материалы:
-
для пола — паркет, реже — паркетную доску;
-
для стен — краску, декоративную штукатурку или изысканные обои в вертикальную полоску, с растительным орнаментом либо однотонные;
-
для потолка — белую краску или побелку, многоуровневые конструкции, лепнину.
Цвета
Интерьер в неоклассике чаще всего оформляется в светлых, тёплых, чистых пастельных тонах: бежевых, персиковых, карамельных, светло-коричневых, золотистых, бронзовых, голубых или бирюзовых. Также допустимо сочетание этих оттенков, но только в виде плавных переходов.
Сочетание бежевого и персикового отлично подчеркнёт принадлежность интерьера к неоклассическому стилю
Мебель
Как правило, интерьер в современном классическом стиле насыщают торжественно оформленной мебелью. Для оформления подойдут:
-
кресла на изящных гнутых ножках, с резными подлокотниками;
-
стулья с очаровательными овальными спинками и сиденьями;
-
роскошные комоды;
-
шкафы-витрины с витражными вставками;
-
вычурные секретеры.
Но всё это великолепие вполне допустимо разбавить моделями мягкой мебели лаконичного дизайна и прочими современными элементами интерьера. При условии умеренного использования такая эклектичность будет смотреться гармонично.
В неоклассическом интерьере следует размещать лишь самую необходимую мебель, для того, чтобы обстановка оставалась сбалансированной и визуально лёгкой
Освещение
В качестве центрального освещения комнат используются шикарные люстры с плафонами в виде нераспустившихся цветов или традиционных свечей. В роли дополнительных световых источников в гостиной выступают классические торшеры, в спальне — настенные светильники бра, а в кухне — роскошные люстры, освещающие обеденную зону.
Декорирование
Повышенное внимание в неоклассике уделяется деталям. Стены комнат украшаются картинами и панно, окна декорируются шторами в пол с ламбрекенами, а полы утепляются небольшими современными коврами с интересным орнаментом или узором
Камин, ковёр, настенные панно, живые растения — актуальные элементы декора для стиля неоклассика
Цветовая палитра
Общая характеристика выбора цветов – сдержанное решение. Самые часто встречаемые цвета – нейтральные. Это бежевый, молочный, белый, серо-коричневый. Они создают базу стиля, позволяя легче подбирать мебель, решать вопросы с отделкой.
Но и без темных тонов неоклассика не обходится. Винный, темно-серый и темно-коричневый цвета могут позволить себе те, у кого пространство дома велико, и темные цвета (даже черный) станут только сильными, стилеобразующими акцентами. Любителям пастельных оттенков в неоклассике тоже открывается немало интересных перспектив: особенно хорошо проявляют себя нежно-сиреневый, абрикосовый и пыльно-розовый цвета.
Ну а неповторимость, глубину, индивидуальность придают сложные и выразительные цвета. К таким можно отнести терракотовый, горчичный, мятный, фиолетовый цвета. В совокупности с удачно подобранной текстурой материала они создают нужный визуальный эффект, становятся одновременно и центральной, и уютной частью пространства.
Стильные примеры интерьеров
В следующих 10 примерах – образцы стиля, удачные решения, не слишком сложные в повторении.
Пример прекрасной гостиной в стиле неоклассика, где размер не так уж и имеет значение. Четко выдержаны пропорции, грамотно подобран декор, выбор в пользу компактной мебели помог избежать ощущения тесного пространства. А телевизор выглядит как зеркало, что очень импонирует общему решению.
Интересный пример: кухня и гостиная являются смежными комнатами, между ними даже нет двери. Квартира, скорее всего, в новостройке, где геометрия планировки часто нестандартная. Цвета, выбор мебели, симметрия, точечный декор сделали свое дело – пространство очень гармоничное.
Еще одна не очень большая гостиная, которую обжила неоклассика. Здорово решена зона библиотеки, плавно переходящая в медиазону. И цвет ее созвучен цвету стен, что визуально расширяет пространство. Рабочий уголок также не сразу бросается в глаза – комната выполнена мягко, без четкого зонирования, что и нужно в условиях скромного метража.
Данная гостиная показывает – насыщенные и глубокие цвета в неоклассике тоже уместны. Выручают большие окна, которые дают нужное количество света. Потолок оформлен строго, и это хорошо – с многоуровневым потолком пространство было бы перегружено.
Пример пересечения комнат – гостиной, кухни, столовой. Мебель универсальна: такая подойдет и скандинавскому стилю, например. Но отделка стен и декор четко обозначают, это – неоклассика.
Шкафы в этой гостиной завуалированы, они кажутся частью стен, что является грамотным решением. Цвета спокойные, расслабленные. Света в пространстве много, мест для отдыха тоже достаточно.
Комната с эркерным окном – прекрасная возможность красиво совместить гостиную со столовой, вынеся последнюю к окну. В вытянутой комнате мебель должна быть достаточно узкой
Но не менее важно, чтобы цвета сочетались плавно, не было резких акцентов, которые «режут» комнату
И это тоже неоклассика: пастельные тона, мебель, созданная по классическим лекалам, стеклянные элементы и хорошо подобранное освещение. Зоны разделяются стеклянной перегородкой, метраж освоен рационально.
Если хочется, чтобы белый цвет тоже ощущался в доме, такой вариант оформления гостиной подойдет тем, кто не может выбрать между бежевым и белым. Эти цвета можно соединять, получая нежнейшее пространство, уютное и стильное. Зеркальные декоративные элементы на стене выглядят оригинально и респектабельно, а декор подчеркивает отличный вкус хозяев. Для просторной гостиной – идеальное оформление.
В такой неоклассике будет удобно сосуществовать представителям разных поколений. Проем из гостиной в кухню роскошен, цветочное оформление настраивает на нужный, немного ностальгический лад. Стеклянный придиванный столик – идеальное решение в узкую комнату, ведь массивный деревянный стол создавал бы ощущение загромождения.
Об интерьере в стиле неоклассика расскажет следующее видео.
История возникновения стиля неоклассицизм в интерьере
История развития искусства декорирования интерьера напоминает витки спирали: для каждого нового оборота характерно возвращение к классическим канонам. Так, в своё время аскетичный георгианский стиль в Англии сменился очаровательным викторианским направлением, а пышное европейское рококо сменилось лаконичным, строгим классицизмом.
Неоклассика в интерьере появилась в конце XX века — толчком к её появлению стала пресыщенность модерном, от которого устали современники, недолюбливающие избыточную декоративность и большое количество нефункциональных элементов. Неоклассицизм стал символом ностальгии о прошлом. Он сразу же завоевал популярность во всём мире благодаря тому, что сочетал в себе красоту и гармонию традиционной классики с демократичными формами, без излишней массивности и величавости. Неоклассика является актуальной и по сей день. Дизайн интерьера в стиле современной классики один из самых востребованных направлений в дизайне интерьеров.
Если вы предпочитаете «золотую середину» и вам интересен дизайн квартиры в современной классике и интерпретация многовековых традиций, то стиль неоклассика непременно вас заинтересует
Организация освещения
Освещение в неоклассическом пространстве играет существенную роль. Сопряжено это с историческим фактором: в эпоху шикарных дворцов электричества не было, поэтому источники света ставили по всем главным зонам. В наше время этот принцип сохранился, следовательно, надо подумать о многоступенчатой осветительной системе – она будет превосходным оформлением вечером.
По центру комнаты непременно должна находиться кованая люстра с хрустальными компонентами либо большим количеством абажуров из стекла. Изумителен прибор освещения, воспроизводящий громадное количество свечей со свешивающимися стеклянными завитушками и удивительными фигурками.
Величавые торшеры на элегантных ножках с помпезными абажурами из дорогостоящей материи мягких оттенков, увенчанной благородными цветами, гармонично выделят изысканность спальни. Расположенные на стене бра около мебели станут недостающей «изюминкой».
Особенности
В сравнении с консервативной классикой неоклассицизм даёт возможность включить в дизайн интерьера последние новинки и веяния, ширит набор материалов, раскрывает огромный простор для фантазии. Основными принципами стиля являются концентрация внимания на богатстве форм и визуальное единство представленной картины.
Дизайнеры выделяют ряд принципов этого стиля:
- обстановка помещения для сна и отдыха дорогостоящая и выделяется изысканными формами;
- симметрия и соразмерность;
- наивысшая комфортабельность обстановки и практичность применения всех предметов;
- узоры неброские, имеющие отношение к растительным орнаментам либо абстракции;
- цветовая палитра, не режущая глаз, безмятежная.
Окончательный эффект отделки обязан быть идеальным. Собственно, по этой причине в стиле неоклассика практикуются самые дорогостоящие и инновационные материалы, которые отвечают запредельным запросам заказчика. На вид они могут быть довольно примитивны и неприхотливы, но основным их свойством обязано быть высокое качество.
Варианты отделки
Инновационные технологии для ремонта в квартире в стиле неоклассики только приветствуются. Но все материалы (обои, плитка) должны если не быть натуральными, то имитировать натуральную структуру.
Стен
Самые распространенные варианты отделки – декоративная штукатурка или покраска стен. Обои используются чуть реже. Последние приветствуются, если хозяева хотят создать на стене геометрические узоры, что сложно сделать в случае покраски или нанесения штукатурки.
Очень востребованной сегодня считается металлизированная плитка. Оклеивать стены можно также зеркальными или стеклянными панелями, что выгодно в случае не самого большого метража жилища. Подобные визуальные приемы отвечают запросам стиля.
Для стен ванной и кухни идеальным решением будет мрамор, но более бюджетная задумка – качественный керамогранит под мрамор. Во многих случаях это решение более здравое, ведь современный керамогранит выглядит не менее убедительно, а обходится в разы дешевле.
Пола и потолка
Потолок может быть как простым, так и многоуровневым. Чаще всего отделка сводится к хорошей покраске. Поверхность потолка должна быть идеально ровной. Чаще потолок делают белым либо светло-бежевым. Натяжные конструкции тоже используются, но реже. Они могут быть как матовыми, так и глянцевыми.
Если потолок многоуровневый, это, как правило, конструкция с металлическим профилем и гипсокартонной обшивкой. Монтировать декоративные элементы там не следует. Правда, вариант с нестандартным освещением рассмотреть можно.
Пол – это паркетная доска либо хороший ламинат. Но в столовой и кухне на полу может быть все тот же керамогранит либо полированный камень.
Оформление дверей и окон
Неоклассика – стиль для просторных квартир и домов. И если речь идет о загородном доме, то панорамные окна будут прекрасным решением для воссоздания стиля. А если это городская квартира, выручат широкие подоконники.
Межкомнатные двери из натурального дерева – прекрасный вариант, но и двери из шпона вполне укладываются в критерии стиля. На дверном полотне уместны ненавязчивые резные элементы.
Текстиль и декор
Декор и аксессуары должны быть обязательно, но используются они лаконично, без передергиваний. Лучше отыскать одну изящную, очень интересную статуэтку, чем использовать несколько типовых, стандартных. Вычурности неоклассика не терпит. Если в комнате висит одна интересная картина, зеркало в шикарном обрамлении, нужен ли здесь еще декор – пожалуй, разве что точечный. Например, в виде красивого подсвечника на журнальном столике или просто двух лаконичных светлых разноразмерных свечей.
Декор должен акцентировать внимание на каком-то важном месте, к которому действительно имеет смысл обратить взор. На стенах комнат возможно использование лепнины, однако не очень навязчивой
На стенах комнат возможно использование лепнины, однако не очень навязчивой.
Что уместно: фото в ретростилистике (можно реальные фотографии предков), картины на стенах, стилизованные постеры, зеркала и зеркальные элементы. На тумбочках и журнальных столиках могут находиться статуэтки, шкатулки, вазы и подсвечники. Но только дозированно, без перенасыщения.
Текстиль многое решает в декоративном оформлении комнат. Ковры, подушки, шторы, пледы, дорожки на обеденные и журнальные столы – уместно все. Но эти элементы должны содержать нечто, благодаря чему они будут созвучны друг другу. Это может быть один выдержанный узор, цвет (или цвета-партнеры), текстура. Например, диванные подушки колористически должны перекликаться с гардинами.
Варианты отделки
Как было уже упомянуто, для создания неоклассического интерьера применяются натуральные материалы, например дорогостоящие виды дерева и камня. Однако сейчас используют и современное сырье. Все поверхности гостиной, как правило, выполнены в однотонных нейтральных тонах. Основные правила отделки гостиной в неоклассическом стиле относятся и для помещений площадью 15 кв. м., и для тех, что в два раза больше.
Стены
Пастельные цвета при оформлении стен помогут визуально расширить пространство. Несмотря на то что преимущественно отдают предпочтение однотонным обоям, также возможны варианты с широкими полосами или изящным орнаментом.
Пол
Для напольного покрытия используется дерево различных пород или мрамор. Также можно уложить паркет или ламинат под благородное дерево. Но, как уже было сказано, предпочтение всё-таки отдается природным материалам. То же самое относится к каменному полу: его при необходимости допускается заменить плиткой, стилизованной под мрамор.
Часто интерьер комнаты неоклассического стиля дополняют ковром, подходящим по цветовой гамме.
Потолок
Оформление потолка должно соответствовать общему стилю, дополняя его и украшая гостиную. Обычно он выполнен в одном цвете, без рисунков, но часто используются натяжные или подвесные разновидности.
Кроме того, при отделке всех поверхностей комнаты не стоит забывать про использование архитектурных приёмов. Это могут быть арки вместо дверей, колонны и лепнина. Для изготовления данных элементов интерьера в настоящее время советуют применять современные материалы, поскольку они легче как по весу, так и в обработке.
Текстиль и элементы декора
В классическом дизайне огромное значение придаётся декорированию, являющемуся признаком богатства и общественного статуса хозяина. В подобном доме непременно попадаются шикарные шторы из шёлка, античные изваяния, полотна великих художников и другие предметы, представленные в наше время если только в музее.
Неоклассика намного демократичнее в таком вопросе. Тут могут использоваться всякие разновидности украшений, а стены зачастую обвешаны современными картинами. Но число подобных элементов лимитируется принципом согласованности в интерьере.
Проёмы окон можно задрапировать качественной ровной материей, расцветка которой сочетается с палитрой помещения. Удачным украшением будут книжки на полках, показывающие образованность владельцев, цветы в вазах, освежающие даже самый угрюмый дом, настольные торшеры с изысканным абажуром, приятно освещающие окружающее пространство, и, конечно, зеркала в рамах, которые зрительно прибавят пару квадратных метров, недостающих для целостного образа.
Потрясающе смотрится спальная комната с наличием следующих предметов:
- высокие вазы с растительными орнаментами;
- портьеры, увенчанные жабо и ламбрекенами;
- зеркала в мощных бронзовых либо позолоченных рамах;
- колонны, арки, лепнина с элементами позолоты;
- скульптуры из бронзы;
- картины;
- ковры, пледы, декоративные подушки.
Вторая волна классицизма в Европе
Итак, давайте обратимся к так называемой второй волне классицистической эстетики, нахлынувшей на Европу в конце XVIII столетия. Первую к середине XVIII века сменила рокайльная живопись — утончённая, изящная, витиеватая и легковесная. Но уже в 1760-х годах начинается критика рококо. Намечается возврат к строгости форм и драматичности содержания.
Параллельно, благодаря раскопкам в Помпеях и Геркулануме, ярко вспыхивает интерес к античности. Живописцы знакомятся с фресками и другими образцами древнего искусства.
Большой вклад в развитие обновлёно-классицистической эстетики внёс немецкий археолог Иоганн Винкельман (Johann Joachim Winckelmann) со своими многотомными «Древностями Геркуланума» и работой, посвящённой древнеримскому искусству. Она призывала мастеров к «подражанию древним» в поисках высоких художественных идеалов.
В этом, пожалуй, главное отличие неоклассицистов от предшественников. Если художники-классицисты опирались на наследие Возрождения, то живописцы второй волны обращались за вдохновением, как и мастера Ренессанса, к первоисточнику.
Следует отметить и влияние Просвещения: философы проповедовали рационализм, призывали к опоре на разум, стремились к познанию мира, изучению законов природы. Эта философская платформа стала базисом и для неоклассицистов.
Вот так и рождается новое эстетическое направление, в рамках которого возникло несколько подстилей. Так, например, выделяется стиль Людовика XVI, которому свойственны некоторые переходно-эклектические черты: своеобразный рокайльный классицизм.
Многие исследователи относят к таким подстилям и помпезный ампир. Кроме того, у живописцев-неоклассицистов сильно проявлялись национальные особенности, придающие своеобразие их работам.
Характерные черты неоклассицизма в живописи:
- стремление к строгости и сдержанности;
- отказ от барочно-рокайльной затейливости;
- чёткость линий, скульптурность форм на полотнах;
- требование к гладкости в технике: зритель не должен видеть мазки кисти;
- воспевание вечных ценностей, самопожертвования, героизма;
- величественность и аристократичность (патрицианство) образов;
- драматизм и эпичность сюжетов;
- большой интерес к истории.
Неоклассицизм дает мощный толчок к развитию исторического и портретного жанров. Мастера-неоклассицисты, как и их предшественники, часто обращаются к сюжетам античной истории и мифологии. Но появилось и нечто инновационное: интерес к национальным легендам и эпосам. Портреты приобретают строгую величественность: художники стремились отобразить внутреннюю силу человека.
Следует заметить, что при схожести принципов двух волн они всё-таки не тождественны. Неоклассицизм более реалистичен, порой — более резок и суров. Не обошлось даже без некоторого влияния барокко, несмотря на всю антагонистичность направлений. Это влияние проявилось в драматизации живописи, внесения в неё мощной барочной динамики, чего не было на спокойных картинах мастеров-класицистов первой волны.
Драматический эффект на многих неоклассицистических полотнах достигается за счёт использования контрастов света и тени, как у караваджистов. Например, творчеством Караваджо восхищался Жак-Луи Давид, и это нашло отражение при формировании индивидуальной манеры живописца.