Коэффициент уплотнения (Ку)

Это показатель способности щебнем уплотняться при определённых воздействиях.

Ку выясняется соотношением плотности щебня к плотности, искусственно создаваемой лабораторными специальными приборами.

Методология его вычисления описана в ГОСТ 8269.0–97. Стандарт даёт разделение на три вида:

  • истинная плотность зёрен и горной породы;
  • средняя плотность щебня и горной породы;
  • насыпная плотность к пустотности щебня.

Щебень классифицируется на виды. Все виды имеют собственную маркировку установленную ГОСТ 8267-93. В этом стандарте зафиксированы методы установки коэффициента. При изготовлении производитель указывает в паспорте Ку, но бывают случаи, когда отсутствует подобная информация. Опытным путём специалисты в лабораториях определяют этот показатель в течение трех дней. На строительном объекте также возможно определить, но цена за работу будет значительно выше.

Средний показатель Ку колеблется от 1,1 до 1,3 .

Для чего Ку нужен

Во-первых, для закупки. Благодаря этому показателю легко вычисляется необходимое количество. Во-вторых, для того чтобы понять на сколько осядет сыпучий материал после уплотнения.

Как вычислить необходимое количество щебня

Объем формы, которую нужно заполнить (м 3 ) × удельный вес (кг/ м 3 )× коэффициент уплотнения.

1 м 3 фракции 0–5 мм равен 1,5 т;

1 м 3 фракции 40–70 мм равен 1,47 т.

На практике это простая процедура:

  • замеряется размер бортов грузового автомобиля;
  • узнаем общий объем щебня;
  • полученную цифру умножаем на стандартный коэффициент уплотнения для привезённой фракции.

В результате мы легко проверили реально привезённое количество щебня.

Коэффициент уплотнения строительного песка

Все нерудные сыпучие стройматериалы обладают пористой структурой — между частицами, из которых они состоят, находятся полости, наполненные воздухом. Поэтому любое длительное или сильное механическом воздействии меняет их плотность за счет удаления воздуха из пор или насыщения газом, то есть плотность постоянно меняется. Это имеет значение для точных расчетов требуемого количества, особенно когда по технологии необходимо уплотнение.

Что такое уплотнение?

Песок может быть и основой грунта. При любых земляных работах (рытье траншей или котлованов, трамбовка их дна) на песчаной почве также происходит изменение плотности. В строительстве для расчетов используют следующие параметры: насыпную плотность — отношение веса к объему в неутрамбованном состоянии; коэффициент уплотнения.

КУпл показывает, во сколько раз уменьшился объем после какого-либо механического воздействия. Его применяют во время выполнения следующих видов работ:

  • устройство фундаментных подушек;
  • подсыпка при строительстве или ремонте дорог;
  • обратная засыпка траншей, их трамбовка;
  • заполнение емкостей;
  • определение соотношения компонентов различный строительных растворов или смесей.

Типы воздействий, которые меняют насыпную плотность:

  • рыхление, промывка в процессе добычи;
  • сила тяжести во время хранения;
  • рыхление при погрузке на транспорт;
  • тряска в процессе перевозки;
  • трамбовка;
  • рыхление во время обратной засыпки траншей или котлованов.

Стандартная величина КУпл

Коэффициент уплотнения обязательно должен быть указан в документах при покупке любого песка. Особенно важен этот показатель, если цена установлена за единицу объема (м3) товара. Транспортировка его к заказчику неизбежно сопровождается трамбовкой. Для расчетов необходимого количества для конкретного вида работ нужно точно знать, на сколько меняется объем. Стандартный КУпл строительного песка — от 1,05 до 1,3. На эту цифру умножают требуемый объем. То есть, чтобы получить 1м3, заказывают от 1,05 до 1,3 м3.

От чего зависит:

  • Место и способ добычи. Речной песок отличается от карьерного однородностью и более крупным размером частиц, что снижает значение параметра. То есть при транспортировке, прочих действиях его трамбовка меньше, чем у добытого в карьере.
  • Количество примесей. Чем их меньше, тем больше показатель уплотнения.
  • Вид транспорта. Минимальная трамбовка происходит, если его доставляют по морю, немного больше меняется объем при применении железных дорог, максимальная — во время перевозок автотранспортом.
  • Расстояние. Длительность тряски во время перевозке напрямую связана с изменением объема сыпучего материала. Если нужна транспортировка на большие расстояния, делают запас не менее 30 % (КУпл 1,3).
  • Тип оборудования. Если приходится уплотнять грунт ручными приспособлениями, то КУпл меньше, чем при использовании вибротрамбовок, виброплит или катков.
  • Влажность. У сырого песка поры между частицами заполняются каплями воды, поэтому плотность под воздействием любых факторов меняется незначительно.

При земляных работах пользуются специальной таблицей с нормами КУпл.

Тип работ Значение
Засыпка пазух 0,98
Обратная засыпка траншей 0,98
Обратная засыпка котлованов 0,95
Ремонтные у дорог 0,98-1

Приведенный параметр используют не так, как КУпл при учете потерь объема после перевозки — необходимое количество не умножают, а делят на коэффициент.

Коэффициент уплотнения песчаного грунта

Отношение фактической его плотности (в сухом виде) к максимально возможной.

Толщина слоя, см 0,05-0,20 от 0,20
до 200 0,91 0,93 0,94
от 200 до 400 0,92 0,94 0,95
от 401 до 600 0,93 0,95 0,96
от 601 0,94 0,96 0,97

Указанными параметрами пользуются так же, как при расчетах засыпки или ремонтных работах.

Есть еще одна используемая величина — коэффициент относительного уплотнения. Это показатель отношения требуемой плотности грунта, рассчитанной с учетом КУпл, к принятой при вычислении объемов.

Расчет стоимости вывоза строительного мусора

Реальную стоимость утилизации строительного мусора Вы сможете рассчитать по методике:

1.Определяется объем демонтируемого здания в «Воздухе» или в геометрии здания:

Длинна дома Х Ширина дома Х Высота (от нижней точки фундамента до конька крыши).

2.Расчитываем реальный объем строительного мусора, приготовленного к вывозу (в твердом теле):

V мусора в твердом теле = V здания в воздухе : К разрыхления

Где:

К разрыхления=2,0 — 3,0— эмпирический коэффициент, учитывающий все отдельные коэффициенты разрыхления  образовавшегося строительного мусора.

К разрыхления=2,0- опытным путем установлено, что реальный объем мусора (с учетом печей, старой мебели и прочего мусора) получается при использовании такого значения

3. Рассчитываем  Вес  вывозимого мусора.

P вес  выв. Мусора= V мусора в твердом теле х Моб.

Где Моб.=1600 кг/м3— масса объемная строительного мусора полученного при разборке.

Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной по следующим нормам:- при разборке бетонных конструкций — 2400 кг/м3;- при разборке железобетонных конструкций — 2500 кг/м3;- при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки — 1800 кг/м3;- при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных — 600 кг/м3;- при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) — 1200 кг/м3.Примечание:- объемные массы строительного мусора от разборки строительных конструкций приведены из учета их в плотном теле конструкций;

— масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования принимается по проектным данным.

Т.е. мы рассчитали  Вес  вывозимого мусора в тоннах.

4. Далее, в зависимости от Веса и объема  вывозимого мусора, определяем количество контейнеров, либо самосвалов, необходимых для вывоза мусора с участка на утилизацию. За основу берем именно ОБЪЕМ вывозимого мусора.

Обычно легкий объемный мусор (бревна, брус вывозиться только контейнерами)вывозится контейнерами.

Тяжелый мусор вывозится большегрузными самосвалами (кирпичный и бетонный бой, грунт)

В нашей работе мы используем контейнеры объемом 27 м3 (грузоподъемность 10 т .) и самосвалы объемом кузова V=20м3 и грузоподъемностью 20 т

Количество контейнеров рассчитываем так:

К конт.= Vмусора /27 м3 (или 20 м3)

Стоимость  контейнера (27 м3) по Челябинску на конец декабря 2013 г. составляла в среднем 9500 рублей (по области 10000-11000). Стоимость самосвала Челябинск/область составляет 6000/8000 соответственно.

Мы выполняем демонтажные работы: слом, снос, демонтаж, зданий и сооружений, фундаментов, загородных домов, дач, торговых павильонов, мини-рынков, магазинов, ларьков, демонтаж стен, перегородок, стяжек, потолков, любых металлоконструкций, перекрытий, паркета, плитки, ламината, гипсокартона, сантехкабин.

Производим консультации по вопросам демонтажа зданий и сооружений, загородных домов, сносу любых строений и разборке любых конструкций, сделаем предварительную смету на услуги по сносу

Коэффициент разрыхления грунта, суглинка

При оценке стоимости работ при разработке грунтов значительную роль играют их влажность, плотность и разрыхляемость. Рассмотрим эти три категории.

Влажностью грунта, как это понятно из названия, именуется степень его насыщенности водой. Исчисляется она в процентном соотношении. Так, скажем, при влажности менее 5 процентов грунты относятся к сухим, в промежутке до 30 процентов – средне мокрыми, а выше – мокрыми.

Естественно, что трудоемкость, следовательно, и затраты повышаются при работе с мокрыми грунтами. Правда, исключением является глина – в мокром виде ее разрабатывать легче, но только до определенной степени, ведь со временем она становится липкой.

Масса кубического объема грунта в естественном состоянии (в так называемом плотном теле) называется плотностью и измеряется в тоннах на кубический метр. Так, скажем, у несцементированных грунтов плотность составляет от 1,2 тонны на кубический метр до 2,1, у скальных же – порядка 3,3 тонны на кубометр.

Разрыхляясь, грунты соответственно увеличиваются в объеме, и именно этот показатель учитывается при их транспортировке. Вычислить его помогает коэффициент разрыхления грунта (КР)– соотношение объема разрыхленного грунта к его объему в плотной массе.

Но после транспортировки на новом месте грунт уже не занимает того объема, которым обладал до разработки. Он дает усадку, которая называется коэффициент остаточного разрыхления (КОР).

Ниже наводятся показатели плотности и коэффициент разрыхления грунта для основных пород.

У песка рыхлого, сухого: плотность 1,2-1,6, коэффициент разрыхления (КР) – 1,05-1,15.

У песка влажного, супеси, суглинка разрыхленного: плотность 1,4-1,7, КР – 1,1-1,25.

У суглинка среднего, мелкого гравия и легкой глины: плотность 1,5-1,8, КР – 1,2-1,27.

У глины и плотного суглинка: плотность 1,6-1,9, КР – 1,2-1,35.

У тяжелой глины, сланцев, суглинка со щебнем и гравием, легкого скального грунта: плотность 1,9-2, КР – 1,35-1,5.

Исходя из этих показателей, и оценивается стоимость услуг по разработке, погрузке и транспортировке грунта: общий объем грунта умножается на коэффициент его разрыхления.

Используемые материалы

Для оснований разного типа может использовать как местный грунт, подвергнутый трамбовке, так и завозные материалы. Чаще всего трамбовке подвергают местные грунты полускального и песчаного типа. Уже суглинки, и тем более глинистые грунты необходимо убирать на глубину котлована и заменять подушкой из песка и гравия.

При этом слои основания обязательно подвергают трамбовке, эффективность которой зависит от следующих факторов:

  • материал слоя. Для щебня разных пород, гравия, гравийно-песчаной смеси (ПГС) и песка коэффициент уплотнения сильно отличается;
  • фракции материала. Чем крупнее фрагменты, тем сложнее их уплотнить;
  • способа трамбовки – ручная, механизированная – и прилагаемого усилия;
  • высоты и общего объема засыпаемого слоя;
  • наличие материала с зернистостью меньше, чем задано нижней границей данного класса (например, для щебня фракции 5…20 содержание камня размером до 3 мм включительно составляет около 5% – такое расхождение мало повлияет на степень уплотнения. Если процентная доля составляет ¼…1/4 объема – придется вносить поправки);
  • лещадности (для щебня). Этот параметр выражает отношение содержания кубовидных камней к плоским. Чем ниже лещадность, тем больше кубических элементов и тем плотнее можно утрамбовать щебень;
  • влажности слоя.

Нормы качества, фракции и другие параметры щебня регулируются ГОСТ 8267-93 для щебня и ГОСТ 8736-2014 для строительного песка.

Соответственно, степень уплотнения любого сыпучего материала, выражаемая безразмерным коэффициентом, зависит от типа материала и условий работы.

Приложение 2 показатели разрыхления грунтов и пород для пересчета объема, замеренного в отвале или насыпи, в объем, соответствующий естественной плотности грунта или породы

Разработка
грунта с погрузкой в транспортные
средства

§
Е2-1-7.
Разработка

0,35-1

0,66

0,68

0,7

0,63

0,67

0,65

грунта
при устройстве выемок и насыпей
одноковшовыми экскаваторами — драглайн

1,50-3

0,68

0,71

0,72

0,75

0,7

0,68

§
Е2-1-8.
Разработка

0,15-1,5

0,71

0,75

0,76

0,78

0,74

0,71

грунта
при устройстве выемок и насыпей
одноковшовыми экскаваторами,
оборудованными прямой лопатой

2-4

0,74

0,76

0,77

0,8

0,76

0,74

§
Е2-1-10.
Разработка грунта в котлованах и
траншеях одноковшовыми экскаваторами
— драглайн

0,25-1

0,65

0,66

0,68

0,7

0,64

0,63

§
Е2-1-11.
Разработка грунта в котлованах
одноковшовыми экскаваторами,
оборудованными обратной лопатой

0,15-0,65

0,64

0,65

0,66

0,67

0,64

0,6

§
Е2-1-12.
Разработка грунта в котлованах
экскаваторами, оборудованными
планировочным ковшом

0,73

0,73

§
Е2-1-13.
Разработка грунта в траншеях
одноковшовыми экскаваторами,
оборудованными обратной лопатой

0,15-0,65

0,65

0,66

0,67

0,69

0,65

0,63

§
Е2-1-14.
Разработка грунта в траншеях
экскаваторами, оборудованными
планировочным ковшом

0,73

0,73

§
Е2-1-15.
Разработка грунта одноковшовыми
экскаваторами, оборудованными
грейферным ковшом

0,65

0,65

§
E2-1-16.
Разработка грунта в нагорных и
водоотводных канавах одноковшовыми
экскаваторами-драглайн

0,65-0,8

0,56

0,56

0,56

§
Е2-1-17.
Разработка грунта в нагорных и
водоотводных канавах одноковшовыми
экскаваторами, оборудованными
обратной лопатой с профилировочным
ковшом и ковшом с зубьями

0,57

0,57

0,57

Разработка
грунта навымет

§
Е2-1-7.
Разработка

0,35-1

0,78

0,78

0,78

0,79

0,75

0,74

грунта
при устройстве выемок и насыпей
одноковшовыми экскаваторами-драглайн

1,5-3

0,8

0,8

0,8

0,81

0,78

0,76

§
Е2-1-8.
Разработка

0,15-1,5

0,82

0,82

0,82

0,83

0,79

0,78

грунта
при устройстве выемок и насыпей
одноковшовыми экскаваторами,
оборудованными прямой лопатой

2-4

0,85

0,85

0,85

0,86

0,83

0,81

§
Е2-1-10.
Разработка грунта в котлованах и
траншеях одноковшовыми
экскаваторами-драглайн

0,25-1

0,8

0,8

0,8

0,81

0,75

0,74

§
Е2-1-11.
Разработка грунта в котлованах
одноковшовыми экскаваторами,
оборудованными обратной лопатой

0,15-0,65

0,76

0,76

0,76

0,78

0,72

0,7

§
Е2-1-12.
Разработка

0,76

0,76

грунта
в котлованах экскаваторами,
оборудованными планировочным ковшом

§
Е2-1-13.
Разработка грунта в траншеях
одноковшовыми экскаваторами,
оборудованными обратной лопатой

0,15-0,65

0,78

0,78

0,78

0,8

0,75

0,75

§
Е2-1-14.
Разработка грунта в траншеях
экскаваторами, оборудованными
планировочным ковшом

0,76

0,76

§
Е2-1-15.
Разработка грунта одноковшовыми
экскаваторами, оборудованными
грейферным ковшом

0,75

0,75

§
E2-1-16.
Разработка грунта в нагорных и
водоотводных канавах одноковшовыми
экскаваторами-драглайн

0,65-0,8

0,68

0,68

0,68

§
Е2-1-17.
Разработка грунта в нагорных и
водоотводных канавах одноковшовыми
экскаваторами, оборудованными
обратной лопатой с профилировочным
ковшом и ковшом с зубьями

0,69

§
E2-1-41.
Планировка откосов земляных сооружений
экскаваторами-драглайн со сплошной
режущей кромкой

0,76

§
E2-1-42.
Планировка откосов земляных сооружений
экскаваторами, оборудованными
планировочным ковшом

0,76

§
Е2-1-44.
Укрепление откосов земляных сооружений
механизированным посевом многолетних
трав

0,76

Коэффициент — разрыхление

В — ширина грохота, м; w — относительная скорость движения материала, м / сек; d — размер наиболее крупных кусков материала, м; ц0 6 — 0 7 — коэффициент разрыхления движущегося материала.

В — ширина грохота, м; ш — относительная скорость движения материала, м / с; d — размер наиболее крупных кусков материала, м; ц 0 6 — 0 7 — коэффициент разрыхления движущегося материала.

Так как в действительности материал из дробилки выпадает не сплошной призмой, а в виде отдельных раздробленных кусков, то фактическая производительность будет меньше, что учитывается коэффициентом разрыхления л 0 25 — — 0 6, причем нижний предел коэффициента разрыхления относится к большей степени измельчения.

Вт; г — коэффициент полезного действия привода рабочего органа ( при выемке цепными экскаваторами величиной т ] учитывают потери мощности, связанные с трением ковшовой цепи по направляющим); К3ч г — допустимый коэффициент загрузки привода рабочего органа по условию достижения требуемого срока его работы; KPiii — коэффициент разрыхления породы в ковшах; На — высота подъема экскавируемой породы рабочим органом, м; уга — плотность породы в массиве, т / ма.

При определении объемов грунтов, необходимых для возведения насыпей и поденной, следует учитывать такой показатель, как разрыхляемость. Коэффициент разрыхления определяется отношением объема разрыхленной породы к объему ее в массиве естественного залегания. Используется также понятие остаточная разрыхляемость ( табл. 4.36), которая показывает, на сколько процентов объем слежавшейся насыпи больше объема грунта в естественном массиве. Усредненные коэффициенты фильтрации грунтов даны в табл. 4.37. В табл, 4.38 приводятся ориентировочные значения модуля деформации для крупнообломочных, песчаных и глинистых груптов.

Коэффициент kp характеризует отношение объема разрыхленного грунта к объему, который он занимал в естественном залегании. Коэффициент разрыхления принимают по единым нормам и расценкам на земляные работы.

После обратной засыпки грунт под действием собственного веса, климатических факторов либо механического воздействия ( укатки, трамбования) уплотняется, но первоначальной своей плотности все равно не достигает. Последнее характеризуется коэффициентом остаточного разрыхления, который определяется отношением объема уплотненного и слежавшегося грунта к объему этого же грунта в плотном теле.

При разработке грунты разрыхляются, что приводит к увеличению их объема. Это свойство характеризуется коэффициентом разрыхления, который представляет собой отношение объема разрыхленного грунта к тому объему, который грунт занимал в естественном залегании. При этом чем большей связностью обладает грунт, тем выше коэффициент разрыхления.

В частности, высота отвальной консоли должна обеспечить с учетом коэффициента разрыхления размещение пород вскрыши в отвалах. Поэтому транспортно-отвальные мосты являются индивидуальным оборудованием, проектируемым применительно к конкретным карьерам.

Разрыхляемостью грунта называется способность его увеличивать объем при разработке. Отношение объема разрыхленного грунта к объему в плотном теле называется коэффициентом разрыхления.

Угол естественного откоса для различных грунтов.

Способность грунта увеличиваться в объеме при разработке называется разрыхляемостью. Увеличение объема, зависящее от вида грунта, температуры и влажности, определяется коэффициентом разрыхления, который представляет собой отношение объема разрыхленного грунта к объему грунта природного сложения, выраженное в процентах. Наибольшее разрыхление имеют скальные и мерзлые грунты, наименьшее — пески.

При разработке любым рабочим органом грунт разрыхляется и увеличивает свой первоначальный объем. Отношение объема разрыхленного грунта к его объему, занимаемому в плотном теле, называется коэффициентом разрыхления.

Способы уменьшения потерь породы при транспортировании бульдозером.

Высота развала при бульдозерной выемке по условиям безопасности не должна превышать 5 — 7 и. Вследствие увеличения времена выемки взорванной породы и уменьшения объема призмы волочения ( за счет увеличения коэффициента разрыхления и угла естественного откоса пород) производительность бульдозера снижается в 1 5 — 2 раза по сравнению с разработкой мягких пород.

Для чего определяют коэффициент разрыхления грунта?

Объемы почвы до разработки и после выемки существенно различаются. Именно расчеты позволяют подрядчику понять, какое количество грунта придется вывезти. Для составления сметы этой части работ учитываются: плотность почвы, уровень ее влажности и разрыхление. В строительстве виды почвы условно делят на два основные вида:

  • сцементированный;
  • несцементированный.

Первый вид называют еще скальным. Это преимущественно горные породы (магматические, осадочные и т.д.). Они водоустойчивы, с высокой плотностью. Для их разработки (разделения) применяют специальные технологии взрыва. Второй вид — породы несцементированные. Они отличаются дисперсностью, проще обрабатываются. Их плотность гораздо ниже, поэтому разработку можно вести ручным способом, с применением специальной техники (бульдозеров, экскаваторов). К несцементированному виду относят пески, суглинки, глину, чернозем, смешанные грунтовые смеси.

Коэффициент уплотнения щебня на строительной площадке: величина и способ ее определения

Щебень – сыпучий материал с зернами разной формы. При использовании материала для укладки подготовительного слоя необходимо снизить количество пустот, уменьшающих степень сопротивления нагрузкам. Поэтому трамбовка является обязательной процедурой при устройстве оснований дорог и фундаментов. Коэффициент уплотнения щебня для дорожного строительства регламентируется СНиПом 3.06.03-85:

  • для марок с прочностью 800 и более фракций 40-70 мм и 70-120 мм коэффициент запаса на уплотнение составляет 1,25-1,3;
  • для марок с прочностью 300-600 – 1,3-1,5.

Уровень уплотнения щебня определяется с помощью плотномера – инструмента с наконечником в форме усеченного или обычного конуса. Выбор инструмента определяется характеристиками проверяемого материала. Проверочный процесс:

  • плотномер вертикально подносят к поверхности;
  • с нажимом погружают в уплотненную смесь;
  • величину уплотнения определяют по отклонению стрелки;
  • в каждой точке выполняют 3-5 замеров;
  • расстояние между точками замера – примерно 15 см;
  • полученные результаты суммируют и находят средний показатель.

Внимание! Если уплотнение производилось с нарушением технологии – только по верхнему слою, а не послойно, – то коэффициент не будет соответствовать фактической степени уплотнения

Расчет объема вынимаемого грунта

Вспомнив школьный курс геометрии можно предположить, что достаточно рассчитать объем грунта, который находится в месте будущего котлована, определить объем кузова самосвала и, разделив первую величину на вторую, получить необходимое количество рейсов грузового автотранспорта, а, следовательно и стоимость его аренды. Например, предполагаемая по проекту площадь основания дома 6×8 метров. Глубина котлована с условием установки пола и устройства подвального помещения равна двум метрам. Таким образом, перемножив полученные габариты, получаем объем грунта, равный 6×8х2=96 м3. Принимая в расчет средний объем кузова грузового автомобиля в 12 м3 рассчитаем количество необходимых рейсов автотранспорта: 96:12=8.

На самом деле наши расчеты не верны, и в реальной ситуации количество вывозимого грунта может несколько отличаться от расчетного. Дело в том, что при выемке грунт частично разрыхляется, перемешивается, отдельные части его смещаются относительно друг друга. В связи с этим, в зависимости от вида грунта, его объем может значительно вырасти. Для характеристики этого показателя введен специальный коэффициент, имеющий название коэффициента разрыхления грунта, и обозначаемый Кр. Для его расчета необходимо найти отношение разницы между объемами разрыхленного грунта, полученного при извлечении (Vр), и его объема в естественном состоянии (Vе) к последней величине. Кр= Vр-Vе/Vе*100%. Всегда данный коэффициент больше единицы, что показывает увеличение объема грунта после его извлечения.

Как уже отмечалось, данный показатель зависит от вида грунта. Так, для сухих песчаных почв он составляет примерно 1,05 – 1,15, для увлажненных песков, супесчанников и суглинков 1,1 – 1,25, для глины показатель равен 1,2 – 1,35, для тяжелых глин, сланцев, легких скальных грунтов 1,35 – 1,5.

Таким образом, в зависимости от почвенных условий, характерных для местности, где осуществляется строительство, объем перевозимого грунта может значительно отличаться от геометрически рассчитанного. То есть, если на вашем участке легкие песчаные почвы, объем перевозимого грунта при указанных выше объемах котлована будет равен 96*1,15=110,4 м3. В том случае, если уровень залегания подземных вод достаточно высок, что оказывает влияние на повышенное содержание в почве влаги, а так же при наличии в песчаных почвах примеси глинистых частиц, количество вывозимого грунта будет равно 96*1,25=120 м3. Если же ваш участок расположен на почвах, в которых изобилует глина, количество перевозимого грунта будет: 96*1,35=129,6 м3.

Конечно, на первый взгляд разница кажется не очень большой, и, по мнению многих, возможно, не окажет большого влияния на удорожания процесса строительства дома. При этом, от количества извлекаемого и перевозимого грунта напрямую зависит стоимость аренды тяжелой техники – экскаватора, грузовых автомобилей. При выполнении неверных предварительных расчетов, возможно, вы будете поставлены перед необходимостью сверхурочного использования транспортных средств, что значительно дороже предварительно оговоренного рабочего времени.

В случае нескольких предварительно неверно рассчитанных позиций по различным направлениям осуществления строительных работ, общие расходы могут вырасти очень значительно и оказать существенное влияние на окончательную цену будущего дома. Во избежание подобных казусов начало выполнения строительство должно предваряться всесторонним изучением всех нюансов, с которыми можно столкнуться в этой сфере. Не стоит полностью полагаться на профессионализм нанятых вами строительных фирм или «диких» работников. Лишь ориентированность заказчика во всех, или многих вопросах способна значительно снизить его затраты на новый загородный коттедж или дачный дом.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации — нам интересно ваше мнение 🙂

Статьи, которые Вам будут интересны:

Уплотнение при трамбовке

При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр). Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.

Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):

V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ

Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:

V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ