Если закипела шпилька: учимся работать экстрактором

Если болт вкручен во внутреннюю резьбу в одной из деталей, то прогрев, прокаливание и прочие воздействия на соединение сильно ограничены. Очень часто в таких случаях болт срывается и внутри детали остаётся обломок.

При подобных операциях нужно быть очень осторожным и тщательно контролировать направление сверления. Особенно в тех случаях, когда твёрдый стальной болт окружен более мягким материалом, например как в блоке цилиндров двигателя.

При наличии специального инструмента обломок вполне можно выкрутить. Использовать экстрактор есть смысл при размерах сломанного болта от М6 и выше, более мелкие шпильки требуют почти ювелирного подхода.

Чтобы выкрутить обломок экстрактором, сперва нужно проделать по его центральной оси продольное отверстие такого диаметра, под который конкретно используемый экстрактор рассчитан. Перед этим видимый край обломка стачивается перпендикулярно и кернится точно по центру.

Экстрактор имеет левую резьбу с небольшой конусностью. При вкручивании его в тело болта или шпильки наступает момент, когда силы трения во внутренней резьбе становятся выше, чем в наружной, и тогда закипевший обломок срывается и может быть относительно легко удалён.

При пользовании экстрактором необходимо, чтобы в обломке оставалось достаточно «тела», иначе конусный винт может раздавить остатки шпильки и заклинить её ещё сильнее

Также очень важно точно придерживаться установленных диаметров подготовительных отверстий и использовать экстракторы только соответствующего размера

Заржавевшая гайка

Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:

  • Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
  • Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.

  • Прогреть гайку. Металл расширится, что даст возможность ее открутить. Весь фокус в том, чтобы нагрелась гайка, а стержень болта остался холодным, поэтому нагрев должен быть быстрым. Для этого используют строительный фен или открытый огонь (с этим осторожнее). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры, потом быстро прогреть место соединения.
  • Этот способ уничтожит (почти) гайку, поэтому его стоит применять только в безнадежных ситуациях. На гранях делают бороздки (при помощи пилы по металлу, болгарки, напильника). В эту бороздку упираются плоской отверткой, придавая ей направление в сторону откручивания. По ручке стучат молотком. Если есть хоть пара подвижек, может и получится открутить.

  • Использовать специальный съемник (на фото выше). При помощи болта, штырь упирается в одну из граней, после чего можно пробовать сдвинуть ее с места. За счет того, что можно насадить рычаг, он может сработать даже в очень сложных ситуациях.

Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.

Способы выкручивания болта

Ниже приведены самые эффективные способы выкручивания поврежденных болтов и винтов.

С испорченными гранями

Определяясь с тем, как открутить болт с сорванными гранями, нужно учитывать, есть ли к нему доступ, месторасположение, а также какой инструмент вы можете использовать. Исходя из этих факторов, можно применить один из способов:

  1. Использование зубила. Метод подойдёт для больших болтов, к которым есть свободный доступ. Всё, что нужно — это молоток и зубило. Зубило прикладывают по касательной к головке и наносят по нему резкие удары. Способ простой, но он нечасто позволяет добиться желаемого результата. Применять его следует только тогда, когда под рукой нет другого инструмента.
  2. Если есть свободный доступ к месту расположения крепежа, можно использовать универсальный переставной ключ. Этот инструмент позволяет надёжно зажать даже круглую головку. Если использовать небольшие переставные ключи типа «кобра», у которых на рабочих поверхностях есть острые насечки, то можно открутить самые маленькие болтики. Такой инструмент может выручить во многих случаях, но он должен быть новым. У изношенного инструмента насечки уже не могут обеспечить надёжное сцепление с металлом, и ключ будет проскальзывать.
  3. Если грани повреждены не сильно, то могут выручить головки для накидного ключа. Для этих целей профиль накидного ключа должен быть с 12 гранями (внутри головки звёздочка, а не шестигранник). Откручивание производят следующим образом. Выбирают головку на один размер меньше, чем размер болта, и с помощью молотка напрессовывают её на сорванные грани, затем откручивают обычным способом.

  4. Этот способ заключается в использовании ножовки по металлу, с помощью которой на головке болта делают пропил под плоскую отвёртку. Глубина пропила не должна быть больше 75% высоты головки болта, при большей глубине одна из половинок может обломиться.
  5. Если в вашем распоряжении есть напильник или болгарка, то можно восстановить грани под ключ меньшего размера. Если есть рожковый ключ, выпиливать шестигранник необязательно, достаточно сделать две параллельные грани.
  6. Если в месте расположения крепления можно пользоваться сваркой, то это значительно облегчит задачу. В этом случае можно на головку надеть гайку подходящего диаметра и сварить их вместе, а дальше использовать обычные ключи.

С сорванной головкой

Очень часто, разбирая старые резьбовые соединения, можно не только повредить грани болта, но и сорвать головку. Тогда встаёт вопрос: как открутить сорванный болт. Если вы разъединили детали, и сорванный болт выступает из тела детали, то вы можете использовать все вышеперечисленные способы.

А как выкрутить болт с сорванной головкой, если тело болта не выступает из детали? Есть несколько вариантов решения этой задачи.

  1. Лучше всего применять специальный инструмент — экстрактор. Экстрактор изготавливается из металлического прута цилиндрической формы, на одном конце которого расположена конусная резьба противоположной нарезки, а на другом — хвостовик квадратного сечения. Для того чтобы его можно было использовать, в центре болта нужно просверлить отверстие. Диаметр отверстия — на 2−3 мм меньше диаметра резьбы. После этого нужно взять подходящий по размеру экстрактор и лёгким ударом забить его в отверстие. Вращая экстрактор за хвостовик, выкрутить остатки болта.
  2. Если есть метчик с левой резьбой, вы с успехом можете применить его в качестве экстрактора. Разница лишь в том, что диаметр отверстия должен быть таким, как для нарезания резьбы. Точное значение можно найти в соответствующих таблицах.
  3. Если выкрутить обломок всё же не вышло, можно попробовать удалить его таким способом. В болте сверлите отверстие максимально возможного диаметра, стараясь не повредить резьбовое соединение. Затем берёте соответствующий метчик и нарезаете в отверстии резьбу. Во время этого процесса прочищается резьба и удаляются остатки болта.

Как открутить?

Для каждого случая, когда не удаётся снять гайку с болта или шпильки по причинам, указанным выше, существуют проверенные практикой способы по исправлению ситуации. О них будет полезно узнать автолюбителям и другим людям, которым приходится иметь дело с ремонтом техники.

Сорваны грани

Здесь могут помочь следующие инструменты:

  • головка с соответствующим размером (особенно в случаях, если сорваны не все границы граней на гайке);
  • газовый ключ;
  • пассатижи или плоскогубцы (с мелким крепежом);
  • специальный съёмник для гаек с сорванными гранями.

Если эти инструменты не справляются с задачей, тогда нужно применить более трудоёмкие меры:

  • восстановить грани путём стачивания напильником или подрезания болгаркой (получится грань под ключ меньшего размера);
  • на гайку со слизанными гранями приварить другую – с чёткими границами граней;
  • когда проблема в сорванных гранях шпильки или болта, то можно приварить к шляпке этих крепежных изделий Т-образный штырь и с помощью рычага попытаться выкрутить их.

Ржавый крепеж

Ржавые детали крепежа иногда удаётся открутить после их простукивания тяжёлым предметом, а также размачивания ржавчины керосином или специальными средствами.

Сорванная резьба

В случаях с сорванной резьбой не могут помочь ни инструменты, ни все те меры устранения помех с ремонтом, что описаны выше для сорванных граней и ржавчины. Если имеется свободный доступ к проблемным местам, то здесь может пригодиться специальный инструмент под названием гайкорез. С его помощью гайка с сорванной резьбой раскалывается пополам и убирается с болта, а на её место потом закручивается новая. Если же нарушена резьба на штыре, то приходится удалять полностью соединение.

Такая проблема решается легко – шпилька или штырь обрезается вместе с сорванной резьбой.

К сожалению, многие из названых методов не подходят для решения данной проблемы в труднодоступном месте. В таких местах чаще всего принимают кардинальные меры – либо срезают крепёж полностью, либо демонтируют по частям (например, срезают гайку, а потом высверливают штырь или шпильку).

Откручиваем и закручиваем гайки

Закрутить или открутить большую гайку на смесителе можно даже в том случае, если резьба на ней уже сорвана в результате неудачных попыток демонтирования. Решить эту задачу можно несколькими способами:

  • Головку метиза зажимают в столярных тисках или струбцине и с их помощью, выполняя вращательные движения, выкручивают проблемный метиз. Теми же инструментами можно и затянуть метиз при необходимости.
  • Поверх горизонтально расположенного метиза надевают с усилием гайку с большим диаметром, а затем откручивают это сооружение инструментом, подходящим под размер верхнего крепежного элемента.

В случае, когда требуется открутить метиз круглой формы или метиз, у которого все грани полностью заглажены, можно применить следующие методы:

  • Надеть поверх круглого метиза другую шестигранную гайку соответствующего диаметра. Далее потребуется зажать гайку тисками или струбциной и открутить метиз.
  • Надеть поверх круглой откручиваемой гайки другую вспомогательную гайку большего размера. На месте соединения гаек высверлить отверстие, в которое вставить шпильку или сверло. Далее, гайку нужно отвернуть с помощью шпильковерта.
  • К одной стороне шестигранного крепежа приваривают металлический штырь, затем к штырю приваривают другой штырь – так, чтобы получился Г-образный рычаг. С помощью получившегося рычага откручивают метиз.

В некоторых случаях открутить проблемный метиз можно путем его разрушения:

  • С помощью зубила и молотка можно раскачать проблемный метиз. Зубило наставляют на грань гайки и производят по зубилу удар молотком. Так поочередно проходят все грани несколько раз.
  • Если в метизе высверлить несколько отверстий, то при помощи зубила с молотком можно разрушить его конструкцию.
  • Крепежный элемент срезают при помощи отрезного диска болгарки или спиливают полотном ножовки по металлу.

Иногда требуется открутить туго завернутую гайку из пластика. В этом случае помогут следующие манипуляции:

  • При помощи стальной ленты, которой плотно обхватывают головку гайки, выполняют вращательное движение, используя концы ленты, как рукоятку.
  • К граням метиза прижимают 2 деревянные планки, поставив их друг напротив друга. Взявшись руками за концы планок, совершают вращательное движение против часовой стрелки.
  • Для откручивания/закручивания можно применять разводной газовый ключ или бранши плоскогубцев, разведенные в разные стороны.

Закрутить метиз можно простым приспособлением:

  • берут длинный вспомогательный болт и накручивают на него гайку;
  • следом за ним накручивают еще одну, но между гайками оставляют зазор, в который помещают головку другого закручиваемого болта или гайки;
  • оба метиза подкручивают на вспомогательном болте таким образом, чтобы они прочно зажимали головку монтируемого крепления;
  • затем выполняют вращательные движения в сторону закручивания.

Когда процедура будет выполнена, крепления на вспомогательном болте раскручивают и приспособление убирают. Этот способ подходит и для процесса раскручивания гаек.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта — превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей — от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Как пользоваться съёмником гаек

Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.

Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2–3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.

Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.

Как прожечь заржавевшую гайку

Альтернатива предыдущему способу — разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.

Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:

  1. На месте нет подходящего оборудования;
  2. Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.

Более изощренный способ — обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.

Срезание болта

Нередко закисают регулировочные болты сход/развала. Дело в том, что их необходимо смазывать не только при каждой регулировке развала, но и на нулевом ТО. Если этого не сделать, болты закисают. На выкрученных болтах можно обнаружить слой алюминиевого окисла. Бывает ситуация, что гайка откручивается более или менее свободно, а болт крутится вместе с сайлентблоком и рычагом, т.е. болт закисает именно во внутренней втулке сайлентблока. В таком случае можно:

  • Нагревать — успех этого мероприятия не гарантирован, к тому же времени придется потратить немало.
  • Залить «вэдешкой» – если болт во втулке закис не слишком капитально, этот способ поможет его выкрутить. При необходимости можно оставить болты на ночь или на сутки для откисания. Потом их следует погреть. После этого они обычно откручиваются.
  • Использовать строительный перфоратор. Сначала откручивают гайку и снимают гровер шайбу. Затем накручивают гайку заподлицо с болтом. На гайку надевают соответствующего размера головку. Потом, вставив в перфоратор пику, а саму пику в головку включают перфоратор в режиме удара. От воздействия вибрации болты выбиваются и впоследствии их можно отвернуть.
  • Последний способ – пилить болт в сайлентблоке болгаркой, но есть риск повредить подрамник. Если снимать подрамник, то такая работа очень трудоемкая и дорогостоящая.

Пошагово работа выполняется следующим образом:

Установив домкрат и подложив под машину какие-нибудь подставки для надежности, снимают колесо, кулак и приступают к работе

Резать нужно крайне осторожно, чтобы не пропилить подрамник.
Отпилив рычаг и проушину, вытаскивают ее с внутренней втулки сайлентблока. Внутреннюю втулку с болтом спилить сложнее, чем рычаг, поскольку они утоплены в подрамник и болгаркой до них добраться трудно.
Когда болт уже распилен, может оказаться, что его части не вынимаются из-за закисшей втулки

В таком случае рекомендуется части крепежа нагреть и помочь зубилом и молотком, постучав по втулке.

Естественно, при таком варианте ремонта требуется заранее приобрести новые рычаги и болты. При осуществлении работы своими руками потратиться придется только на комплектующие. Однако без должных навыков работы с болгаркой браться за эту работу не рекомендуется. Перед тем как приступить к радикальному методу, эксперты все же советуют опробовать консервативные и менее дорогостоящие способы.

Закисшие болты – головная боль автомобилистов. На их выкручивание приходится тратить время, но если знать, какими способами можно выкрутить болт, то результат работы будет положительным.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт)

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Рекомендации

Чтобы больше не мучиться вопросом, как открутить поржавевшие гайки, при установке их важно обрабатывать резьбу специальной смазкой. Можно использовать графитовую, силиконовую либо тефлоновую

Многие мастера не рекомендуют пользоваться литолом или солидолом. Такие средства больше подойдут для динамичных, а не для статичных гаек и болтов. Выбор их приведет к тому, что подобная смазка вскоре закостенеет и будет мешать быстрому откручиванию деталей.

Специалисты рекомендуют проводить работу методом нагревания детали. Изменение температуры приводит к расширению металла и, как следствие, к разрушению коррозийного слоя и потере крепости соединения резьбы. Для нагревания лучше взять паяльную лампу. Также подойдет строительный фен или зажигалка.

Можно выкрутить ржавую деталь с помощью восковой чашечки. Для этого нужно взять немного воска или детского пластилина и слепить изделие в виде мини-чашечки. Высота бортиков подобного изделия должна превышать высоту гайки. В импровизированную чашечку заливают серную кислоту и добавляют часть цинка. Благодаря взаимодействию компонентов наступит гальванический эффект, при этом ржавчина начнет разрушаться. После проведения подобной операции откручивать гайку станет намного проще.

Используя один из перечисленных вариантов, можно легко открутить прикипевшую гайку. Больше внимания все же следует уделить профилактике и использовать специальные средства, препятствующие коррозии металла.

Как открутить гайки, смотрите далее.

Как открутить слизанный болт

При прокручивании болта его поддевают гвоздодером и вытаскивают на максимально возможную высоту, оставляют в натяжке и постепенно ключом выкручивают. Когда гвоздодера нет, можно использовать отвертку. Небольшой болт извлекают кусачками за головку. Если он не поддается сразу, то вращают его, зажимая кусачками против часовой стрелки с усилием вверх.

Используют метчик, вставляют его до упора

Если его нет под рукой, то подойдет отвертка с конусообразной гранью, которую осторожно забивают до упора и пробуют выкрутить

Чтобы подобные ситуации не повторялись, перед закручиванием болтов их нужно обрабатывать графитовой смазкой. Но солидол или литол с этой целью не используют, потому что их применяют для трущихся деталей, и болтовые соединения после смазки ими заклинивают.

Как выкручивать разные виды?

Основное различие между разными типами винтового крепежа заключается в типах их шлиц и форме шляпок. Правила выкручивания тоже отличаются, поскольку действовать в каждом случае нужно сообразно особенностям метиза:

Прямой. И большой, и очень маленький легко выкручивается обычной отверткой с плоским жалом. Основное правило работы с такими метизами — плотная посадка наконечника инструмента. Малейший зазор в разы увеличивает шансы на срыв шлица.

Это основные виды винтового крепежа, с которыми случаются проблемы при выкручивании. О том, как их решать, стоит разобрать более подробно.

4) Набор ударного инструмента

Ударный инструмент частая необходимость для того чтобы открутить прикипевший или ржавый болт с автомобиля. Особенно не обойтись без молотка, с помощью которого вы можете воздействовать на болт.

Для того чтобы облегчить задачу обычно автослесари используют набор ударных инструментов, которые представляют собой инструмент с насадками разного размера. 

Важно знать: Десять ответов на самые популярные вопросы про автомобили

Принцип действия простой. Вы стучите по ударному инструменту молотком и одновременно немного проворачиваете специальный инструмент, передавая крутящий момент и силу удара на прикипевший болт. 

При использовании этого инструмента будьте аккуратны и осторожны, поскольку в случае большой коррозии болта, на его поверхности могут образоваться насечки и сколы, в результате чего вы рискуете повредить верхнюю часть крепежного элемента. В итоге вам придется высверливать болт, чтобы достать его из детали.

Нагрев

Как это ни странно звучит, прикипевшие от высокой температуры болты, гайки на глушителе, катализаторе, коллекторе можно открутить с помощью нагрева. Как раз в этих местах крепеж реально начинает плавиться, поэтому любая жидкость внутри таких конструкций мгновенно испаряется.  Кроме того, чтобы добраться туда, требуется лезть под машину.

Здесь можно использовать два варианта:

  1. Во-первых, нагреть поверхность нужных элементов с помощью обычного паяльника.
  2. Во-вторых, воздействовать на прикипевший болт электрическим нагревом.

В случае работы с небольшим креплением целесообразно использовать обычный паяльник. С его помощью нужно нагревать поверхность крепежа на протяжении 10-15 минут.

При более запущенных случаях можно применять горелки с открытым пламенем, обеспечить которое могут специальные баллончики (их можно приобрести в специализированных магазинах):

  1. Здесь требуется разогреть болт максимально вплоть до покраснения.
  2. На следующем этапе требуется охладить с помощью проникающей смазки типа WD-40.

В результате такого «удара» крепление ослабевает и его уже можно откручивать.

Работа с открытым огнем несет некоторые риски, поэтому вышеописанный метод не всегда удается применить. Лучше использовать электрический аппарат, который работает по принципу сварки с малым напряжением.

Прибор можно сделать своими руками:

  1. Для этого подойдет трансформатор от микроволновой печки, на вторичную обмотку которого нужно накрутить толстый медный кабель. Результатом будет напряжение 1,5 Вольт при большой силе тока.
  2. На концах провода требуется установить два щупа из толстых заточенных листов меди. Один из них установить в начале, а второй – на конце гайки или болта.
  3. В итоге крепежный элемент разогревается до высоких температур, а затем охлаждается с помощью проникающей смазки.

Как вывернуть проблемные винты?

Выкрутить винт, если у него сорвана крестовина, — задача не из легких. Слизанный метиз может находиться на ноутбуке или удерживать колесо автомобиля, а ведь есть еще прикипевшие и заржавевшие болты, варианты с сорванной головкой и с левой резьбой. Все они вполне поддаются выкручиванию, если правильно подойти к делу.

Замена инструмента

Если речь идет об обычной отвертке, ее грани могут быть сточены в ходе ранее выполняемых работ. Если контакт явно плохой, нужно попробовать сменить инструмент. Подбирается тот, что плотно сидит в шлице

Стоит обратить внимание на маркировку: для PH и PZ нужны отвертки с разными типами жал, они невзаимозаменяемые

Использование плоскогубцев

Способ актуален только в том случае, если головка винта располагается на поверхности материала, не утоплена в него. Плоскогубцами захватываются боковые части шляпки, производится вращение в сторону против часовой стрелки. Если винт поддается, спешить не нужно — лучше действовать медленно и аккуратно.

Электроинструмент

Если вручную вынуть застрявший винт не удается, можно попробовать демонтаж при помощи шуруповерта или электродрели. Для этого ее патрон освобождают от бит, раскрывают и закрепляют в нем шляпку

Важно помнить о том, что в электроинструменте должен быть режим реверса — именно в нем происходит работа. При наличии шляпки снаружи — это самый простой способ удаления проблемного винта

Прокладка

При слабом контакте с утопленной вглубь материала шляпкой выкрутить проблемный крепеж становится слишком сложно. Решить задачу иногда помогает использование дополнительной прослойки между материалами. Например, для этих целей можно применять кусок тонкой резины, кожи или абразивную часть хозяйственной губки. Прокладка фиксируется поверх шляпки, улучшая сцепление, сверху вставляется отвертка или бита шуруповерта.

Формирование насечки

При сорванном шлице можно выкрутить винт, сделав на нем насечку болгаркой или ручным инструментом. После этого отверткой подходящего размера с плоским наконечником выполняется выворачивание крепежа. Еще больше облегчить выкручивание поможет краткосрочное нагревание метиза. Тепловое расширение поможет немного увеличить диаметр отверстия, сделает его посадку более свободной.

Нарезка граней

При наружном типе сорванного шлица простым решением может стать нарезка на нем новых граней. Делается обработка напильником или болгаркой, ножовкой по металлу. Даже 4 грани позволят воспользоваться ключом подходящего диаметра, чтобы избавиться от плотно засевшего винта.

Применение специального инструмента

Когда другие способы не помогают, можно использовать экстрактор, ввинтив его в тело крепежного элемента, — это работает, даже если отлетела шляпка. Некоторые подобные приспособления требуют предварительного высверливания отверстия. Экстрактор нужно заклинить в винте, а затем вывернуть его вместе с проблемным метизом. Материал при этом не повреждается, использовать такую технологию работы можно на всех типах крепежа, кроме саморезов из закаленной стали.

Холодная и горячая сварка

Оторванная шляпка или слизанные шлицы часто не позволяют решить проблему удаления мешающего винта. Чтобы восстановить контроль над резьбовым соединением, можно приварить или приклеить составом типа «холодная сварка» гайку к его поверхности. В этом случае шуруп удастся извлечь, используя накидной или обычный гаечный ключ.

Высверливание

Оно позволяет полностью удалить слишком глубоко утопленный винт. Работает этот метод с деревянными поверхностями. Можно просто высверлить сам метиз, позднее заменив его новым. Кроме того, хорошим решением может быть использование пробочной насадки, способной вытащить солидный участок деревянной поверхности вместе с его содержимым.

Пайка

Винт или шуруп небольшого размера с сорванными шлицами (чаще всего крестообразными) можно плотно соединить с отверткой при помощи пайки. Для этого на головку крепежа наносится раскаленное олово, в него погружают жало инструмента. Нужно дать соединению остыть и хорошо сцепиться. Затем можно легко выкрутить винт, ставший продолжением отвертки, зачистить инструмент от следов припоя.

Прикипевший и проржавевший винт

Здесь приходится бороться еще и с последствиями эксплуатации соединения. Удалить ржавчину можно при помощи специальных составов, достаточно будет нескольких капель. Затем используется ударная отвертка (можно заменит зубилом) и молоток. При ударной нагрузке прикипевшие и приржавевшие части винта становятся подвижными. Как только они поддадутся, можно сменить инструмент и выкрутить проблемный резьбовой элемент традиционным способом.

Как предотвратить появление ржавчины

Как известно, проблему проще предупредить, чем потом с ней упорно бороться. Среди множества препаратов для защиты от коррозии можно выделить следующие:

  1. Длительно действующий ингибитор. После обработки этим средством изделий из металла, можно не беспокоиться о том, что случайно забыли их на улице. Хоть целый год пусть там лежат. Теперь они прекрасно защищены от воздействия любой непогоды, которая способна вызвать коррозийный процесс.
  2. Предохраняющая смазка из лития. Ею обрабатывают петли дверей, различные цепи и тросы. После применения на поверхности возникает тонкая плёночка, которая не боится воздействия атмосферы и не даёт развиваться ржавчине.
  3. Смазка из силикона. Так как смазка сделана на основе силикона, она легко наносится на любые изделия из металла, даже если они имеют частично пластиковые, резиновые или виниловые вставки. При высыхании смазки на поверхности изделия образуется тонкий, прозрачный нелипнущий защитный слой.
  4. Антикоррозионный спрей. Используют, когда нужно обработать места с затруднённым доступом. Спрей глубоко проникает в изделие и не даёт ржавчине на нём появляться. Очень популярное средство для обработки резьбы крепёжных элементов.
  5. Средство против пятен ржавчины. В составе содержатся нетоксичные вещества. Использовать его можно не только для чистки строительных изделий, но и для столовых приборов. Если им обработать все столовые ножи в доме, то они уж точно никогда не пострадают от ржавчины. Достаточно выждать около пяти часов, после чего смыть раствор чистящим составом.

Все способы вполне неплохо себя зарекомендовали. Можно пользоваться любым из них, хотя зачастую одного бывает недостаточно и приходится применять все. В любом случае мастера давно ими пользуются и вполне успешно. Но главное, помните, что лучше изначально защититься от ржавчины, а не бороться с ней.