Необходимая мощность котла

Чтобы дизельное отопление было достаточно эффективным и полноценно прогревало весь дом, нужно грамотно подобрать мощность котла. В качестве исходных данных используется площадь и объем отапливаемых помещений. Упрощенная методика расчета очень проста: суммарная площадь дома делится на 10 – и это значение будет равняться требуемой мощности котла в киловаттах. Результат расчета рекомендуется округлить в большую сторону для получения небольшого запаса мощности.

Описанный выше метод можно использовать в том случае, если высота потолков составляет не более 3 метров. При более высоких потолках к полученному значению нужно прибавить 10%. Если для отопления будет использоваться двухконтурный котел, то расчетное значение увеличивается еще на 20%, чтобы оборудование обеспечивало еще и систему горячего водоснабжения.

Основные особенности котлов на солярке

Котлы на солярке используют для своего питания жидкое топливо. И в этом отношении они гораздо удобнее своих твердотопливных собратьев, ведь горючее здесь дозируется автоматически, без участия человека. По степени удобства они приближаются к газовым приборам, уступая им только в потреблении.

Например, расход солярки на отопление дома 200 м² составит примерно 1,3-1,5 кг/час, что зависит от уровня тепловых потерь, климата, установленной температуры в контуре отопления и от текущей температуры на улице. Максимальные показатели достигаются только при очень холодной погоде.

Жидкостные котлы на солярке представляют собой агрегаты, сжигающие жидкое топливо посредством форсунок. Полученная тепловая энергия забирается теплообменниками, отправляясь в отопительные системы. Продукты сгорания отправляются в дымоходы. Работой форсунки управляет автоматика – электронная или простая механическая. Что касается топлива, то оно подается из специального хранилища.

Давайте рассмотрим основные преимущества данных котлов:

  • Отопление на солярке работает с минимальным участием человека – нужно лишь следить за температурой и уровнем топлива в баках (хранилище);
  • Высокая эффективность – данные агрегаты эффективно расходуют топливо, обращая его в тепло с минимальными затратами;
  • Возможность установки без согласования с какими-либо контролирующими органами – в этом отношении они несколько проще своих газовых собратьев.

Есть и недостатки, причем довольно серьезные:

Цена на самый простой котел на солярке всегда выше чем у аналогичной по характеристикам газовой модели – это еще один минус.

  • Отопление на солярке потребует приобретения вместительного хранилища под горючее, чтобы запасаться им как можно на более долгий срок (оптом дешевле);
  • Энергозависимость – для работы даже самых простых моделей необходима электроэнергия, что накладывает ограничение на их использование в местах, где наблюдаются перебои с подачей электричества (потребуется резервирование питания);
  • Низкая пожаробезопасность – необходимо предпринять меры, позволяющие избежать образования очага пожара;
  • Запах солярки в помещениях – удивительно, но со временем он начинает чувствоваться во многих домашних помещениях;
  • Низкое качество дизтоплива в России – приводит к загрязнению горелок и необходимости их регулярной прочистки.

Тем не менее отопление на солярке с жидкостным котлом пользуется определенным спросом.

8 Sime RONDO 3

Производительность комбинированного котла, который работает не только на дизельном топливе, а и на природном газе, может обеспечить эффективный обогрев помещений площадью до 240 кв. метров. Сверхпрочный теплообменник секционного типа из чугуна отличается высокой надежностью и способен на многолетнюю бесперебойную эксплуатацию. Работа в низкотемпературных режимах позволяет существенно экономить расход энергоносителя. При этом сколько-нибудь вреда жидкотопливному агрегату нанесено не будет.

Контролирует рабочий режим нагрева процессорный блок, который лучше всего подключать к сети через стабилизатор. Кроме того, имеется возможность интеграции внешнего управления. Данная функция очень удобна для дома – особенно, если котел расположен в нежилом помещении, не имеющем сообщения с жилой частью строения. КПД агрегата составляет 94,6 %, что для атмосферного котла является приличным показателем. С его помощью можно организовать и горячее водоснабжение – для этого необходимо лишь добавить в систему отопления бойлер косвенного нагрева.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

Дизельный котел — довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации — иначе дорогостоящего ремонта не избежать.

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.

Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.

Обзор производителей

Аппараты Ferroli итальянского производства являются примером надежного, экономичного и безопасного оборудования

Немаловажно и то, что продукция, которая поставляется на российский рынок, разработана с учетом климатических особенностей территории нашей страны

Котел дизельный для отапливания здания Ferroli можно назвать подходящим для отопительных систем жилых домов и дач.

Отопительные приборы, работающие на дизельном топливе, не зависят от возможности подключения к коммуникациям.

Помимо всего этого необходимо сказать и о еще одном преимуществе данных котлов, а именно о возможности замены на газовую горелку жидкотопливную. Что делает данную модель дизельных котлов универсальной. Таким образом, можно будет в будущем перевести отопительную систему на газ.

Недостатки аппаратов Ferroli, среди которых:

  • необходимость хранения больших объемов топлива, с чем справляются специализированные баки;
  • нужно постоянно проверять уровень топлива, чтобы работа системы не останавливалась.

Если рассмотреть всю продукцию по функционалу, то можно заметить, что аппараты из серии GN1 предоставляют возможность отапливать помещения и греть воду для бытовых нужд. Мощность такого оборудования составляет 91 кВт. А вот линейка GN2 может только обогревать воздух.

КПД довольно высокий, что позволяет тратить топливо с большей эффективностью. Помимо всего этого котлы Turbo оснащаются специальными датчиками, обеспечивающие безопасность эксплуатации.

Котёл отопительный модели Turbo, работающий на дизеле, имеет турбоциклонную горелку, осуществляется с большей эффективностью. Аппараты серии KSO при необходимости могут быть переделаны для работы на другом топливе.

Во всех агрегатах для отопительных систем производителя из Кореи оснащаются специальными датчиками, что обеспечивает безопасную эксплуатацию и управление в автоматическому режиме работой системы.

Еще одна корейская компания Навьен выпускает оборудование, подходящее для отопления дачного дома. Отличительными особенностями данного оборудования являются:

  • невысокий уровень создаваемого шума;
  • современная система автоматического управления;
  • удобная комплектация.

Если говорить о котлах, работающих на дизеле, выпускаемых российскими компаниями, то стоит сказать, что в большинстве случаев – это специализированные модели. Такое оборудование отличается низким КПД, не превышающем 70%.

Дизельные котлы российского производства собираются на базе конструкций, разработанных еще в советское время, а именно:

  • АОЖВ
  • Пламя
  • КЧМ

Все эти системы устарели и не соответствуют современным требованиям.

Как понятно из выше приведенной информации, дизельный котел является довольно экономичным. При его установке и последующей эксплуатации можно существенно сэкономить деньги на покупке топлива.

Однако стоит сказать, что дизельный котел с его высоким коэффициентом полезного действия и малым расходом топлива подходит для больших домов и отдельно стоящих зданий. Дело в том, что подобное оборудование требует наличие помещения котельной и помещения для хранения топлива, а также организации сообщения между ними. Все это окупит себя только, если нужно будет отапливать большие площади.

Классификация

Выбор модели зависит от набора необходимых характеристик: мощности, материала теплообменника, типа горения, реализованного в котле, а также потребности в горячем водоснабжении.

Выбор мощности

Наиболее важная характеристика, от правильного выбора которой зависит эффективность отопления и экономичный расход топлива. Мощность дизельного отопительного оборудования измеряется в киловаттах, она указана в технической документации на любой котел. Для расчета существует специальная методика, которая учитывает все нюансы.

Обычному потребителю удобнее ориентироваться на площадь отапливаемого частного дома — этот показатель также указан в основных характеристиках любой модели. Как правило, для умеренного климата можно использовать несложную формулу: суммарная площадь всех помещений дома делится на десять, в результате получается нужная мощность котла. Для более холодного климата это значение нужно увеличить на 20-30%.

Упрощенный способ расчета мощности актуален только для домов простой планировки с высотой потолков до 3 м. Для многоэтажных строений с обогреваемыми лестницами расчет лучше вести исходя из объема помещений.

Расчет расхода топлива

Расход дизельного топлива напрямую зависит от мощности котла, в среднем его рассчитывают по так: мощность котла в киловаттах делят на 10, получают часовой расход солярки в кг в режиме нагрева. В режиме поддержания температуры расход снижается на 30-70% в зависимости от степени теплоизоляции дома. В среднем, расход бытовых котлов отопления в частном доме среднего размера составляет 0,5-0,9 кг.

Материал теплообменника — что от этого зависит?

Теплообменник в дизельных котлах может быть выполнен из стали или чугуна. Оба материала имеют как достоинства, так и недостатки:

  • котлы со стальным теплообменником легче и дешевле, быстрее реагируют на изменение температуры, более устойчивы к локальным перегревам, но они сильно подвержены коррозии;
  • теплообменник из нержавеющей стали долговечен, не боится воздействия агрессивных соединений, обладает равномерным теплораспределением, при этом цена на них несколько выше;
  • цена на котлы с чугунным теплообменником выше, они тяжелее, отличаются повышенной хрупкостью и могут треснуть при резких перепадах температур, но они более устойчивы к коррозии и долговечны при эксплуатации в агрессивной среде;

При сгорании дизельного топлива образуется большое количество сажи, содержащих соединения серы. Соединяясь с конденсатом, они образуют слабые кислоты, что приводит к быстрой коррозии элементов котла и выходу его из строя.

Избежать появления конденсата можно с помощью правильно смонтированной системы подачи обратки в котел, о чем будет рассказано в соответствующем разделе.

Одно- или двухконтурный?

Дизельные котлы для частного дома могут не только обеспечивать отопление, но и нагревать воду для бытовых нужд. Такие котлы называются двухконтурными. При выборе двухконтурного котла необходимо увеличить расчетную мощность на 20%, в противном случае ее может оказаться недостаточно для эффективного отопления и нагрева воды.

При покупке нужно оценить целесообразность покупки двухконтурной модели, если расход горячей воды незначителен — лучше установить отдельный водонагреватель и не усложнять систему отопления.

Способ теплообразования — что лучше?

По принципу нагрева теплоносителя дизельные котлы бывают традиционного типа и конденсационные, использующие дополнительно энергию конденсата. Они обладают повышенной эффективностью и меньшим расходом топлива, но цена на них выше.

Нужна ли сменная горелка?

Дизельные горелки по конструкции очень похожи на газовые, поэтому на рынке представлено множество моделей, позволяющих использовать любую из этих горелок в одном котле. Замена их настолько проста, что не требует вызова мастера — ее можно выполнять самостоятельно в удобное время.

Если дизельный котел приобретается как временный источник отопления, и планируется подключение к газовой магистрали в обозримом будущем, лучше выбрать модель, адаптированную к сменным горелкам.

Классификация дизельных котлов

При устройстве отопления дома дизельным топливом можно использовать разные модели котлов. Эти приборы отличаются материалом теплообменника и типом горения. Также они бывают одноконтурные и двухконтурные. Теплообменники в дизельных котлах делают из стали или чугуна.

У каждого материала есть свои преимущества и недостатки:

  1. Агрегаты с теплообменниками из стали стоят дешевле чугунных приборов и меньше весят. Они быстро реагируют на изменение температуры теплоносителя, легче переносят локальный перегрев, но больше подвержены коррозии.
  2. Нагревательное оборудование с теплообменником из нержавеющей стали более долговечное, не подвержено коррозийным процессам, равномерно распределяет тепло, но стоит дороже стальных.
  3. Чугунные теплообменники самые дорогие. Они тяжелее двух предыдущих разновидностей. Чугун более хрупкий и легко может дать трещины при резких скачках температуры. Однако долговечность и устойчивость к коррозии у этой разновидности намного выше.

Двухконтурный дизельный котел не только отвечает за отопление дома, но и подогревает воду для бытовых нужд. При выборе такого оборудования расчетную мощность увеличивают на 20%, иначе мощности прибора может не хватить на подогрев воды для бытового использования и нагревание теплоносителя.

Дизельный одноконтурный котел отопления отвечает только за обогрев помещений. Такие приборы рекомендуется выбирать в том случае, если потребление горячей воды небольшое. В этом случае проще установить отдельный водонагреватель для бытового горячего водоснабжения и не усложнять систему дополнительным контуром.

По принципу нагревания теплоносителя дизельные агрегаты бывают конденсационного и традиционного типа. Конденсационные модели дополнительно используют энергию конденсата, поэтому более экономичные и обладают повышенной эффективностью. Цена конденсационных котлов выше, чем стоимость традиционных нагревательных приборов.

Немного технических характеристик

Не так сложно догадаться, что стоимость оборудования возрастает с улучшением эксплуатационных и технических характеристик

В частности, нужно брать во внимание мощность. Обычно 1 кВт достаточно для обогрева помещения размером в 10 кв.метров. Поэтому если у вас дом 100 квадратов, то нужно покупать котел на 10 кВт, такое оборудование будет потреблять порядка 1-го килограмма дизеля в час

Поэтому если у вас дом 100 квадратов, то нужно покупать котел на 10 кВт, такое оборудование будет потреблять порядка 1-го килограмма дизеля в час.

Что касается веса, то данный параметр в большинстве случаев не так важен. Почти все модели размещаются на полу. Правда, стоит смотреть на габариты, так как иногда не оказывается места для установки широкого или, наоборот, высокого котла. Если говорить по соотношению мощность/вес, то тут сложно найти какую либо закономерность. Многое зависит от производителя и используемых во время сборки материалов. Так, котлы на 10-20 кВт весят примерно 100-160 кг, 25-30 кВт – 170-200 кг и так далее.

Хранение топлива

Отопление дизельным топливом предполагает наличие специальных резервуаров для его хранения. Учитывая тот факт, что объёмы солярки могут быть достаточно большими, обычно используют крупногабаритные ёмкости. Их размещают в котельном помещении или недалеко от него.

Объём бака для хранения топлива, находящегося в котельной не должен превышать 1 м. куб. Такого количества не хватит для того, чтобы котёл смог полноценно проработать в течение зимнего периода. Поэтому чаще всего применяют резервуары с объёмом до 4 тыс. л. Их устанавливают на небольшом расстоянии от котельной.

Наиболее широко применяются стеклопластиковые, пластиковые или металлические ёмкости. Их вкапывают в землю и дополнительно утепляют.

Выбор оптимальной модели дизельного оборудования

Дизельные котлы позволят уменьшить затраты на отопление индивидуального строения по сравнению с электрическими устройствами. Помимо этого, конструкция большинства моделей позволяет при их работе использовать не только солярку, но и альтернативные виды горючих материалов.

При выборе котельного оборудования необходимо учитывать следующие параметры:

  • конструкцию применяемой горелки. Стоимость сменной модели выше встроенной. Но она позволяется использовать для отопления газ;
  • если горелка оснащена обогревательным устройством, значительно уменьшается количество дизельного топлива, расходующегося при работе системы;
  • лучше, чтобы система подогрева была оснащена специальным кожухом, поглощающим шум;
  • фактическая мощность обогревательного котла должна немного превышать расчётное значение;
  • от материала изготовления топочного отсека будет зависеть долговечность эксплуатации всего изделия. Стальная конструкция является более экономичной, но её срок службы не превышает 15 лет. В чугунной топке будет потребляться больше топлива. Зато подобный материал позволяет использовать котёл в течение 50 лет;
  • высокая стоимость обогревательного устройства может являться свидетельством повышенной цены технического обслуживания.

Котлы на дизельном топливе являются надёжными и эффективными обогревательными устройствами. Отопление производится в автоматическом режиме и не требует присутствия человека. При отсутствии природного газа, они составляют достойную конкуренцию электрическим отопительным приборам.

Разновидности котлов на дизтопливе

Классификация отопительных приборов производится по разным параметрам. С практический точки зрения для непрофессионала интерес представляют отдельные характеристики.

Возможности котла

  1. Одноконтурные модели. Работают только на систему отопления. По устройству они самые простые механизмы в своей группе и стоят дешево. При необходимости организации ГВС придется покупать проточный водонагреватель или накопительный бойлер. Выгодно ли это, решать собственнику.
  2. Котлы двухконтурные. Представляют собой более совершенные модификации отопительного оборудования. Такие дизельные установки обеспечивают дом теплом и горячей водой. Важным фактором является отсутствие необходимости использования режима обогрева ГВС в межсезонный период. Эксплуатация котла с задействованием одного технологического контура нецелесообразна по причине повышения расхода топлива, поэтому придется искать другие варианты.

Способ монтажа

1. Напольные котлы. Отличаются тем, что способны обогревать большие площади. Такие дизеля приобретаются для частных строений в 1-3 этажа. Главной особенностью является правильный расчет тепловой мощности установки.

2. Котлы настенные. Преимущество состоит в компактности и универсальности монтажа. Для приборов этого класса не придется выделять отдельное помещение под котельную. Они устанавливаются внутри здания в любом удобном для хозяев месте. В основном такие дизельные котлы приобретаются для дач и одноэтажных частных строений. Дополнительным плюсом является их относительно невысокая стоимость.

Тип горелки

  1. Одноступенчатая. Плюсы: простота конструкции, высокая надежность, низкая цена по сравнению с другими модификациями. Минусы: отсутствие возможности регулировки пламени, повышенный расход топлива. Поддержание температуры на заданном уровне производится периодическим отключением оборудования и его повторным запуском.
  2. Двухступенчатая. Котлы, оснащенные подобным типом устройств, имеют 2 режима функционирования. Это позволяет проводить индивидуальную настройку агрегата. Переключение обеспечивает автоматика в зависимости от температуры теплоносителя – с малой на полную мощность и обратно. При подключении комнатного терморегулятора экономия по топливу составляет 7-10%.
  3. Модулируемая. В отличие от предыдущей разновидности, смена режимов дизельного котла осуществляется не ступенчато, а постепенно (плавно). Это происходит в зависимости от изменения температурных показателей. Но для нормальной работы требуется стабильность напряжения. С целью предохранения от перепадов напряжения необходимо приобрести ИБП. Среди преимуществ можно выделить удобство эксплуатации и оптимизацию расхода солярки. Большинство дизельных котлов высокой мощности оборудуются такими горелками.

Материал теплообменника

  1. Сталь. Небольшой вес, хорошая теплопроводность, низкая стоимость, ремонтопригодность.
  2. Чугун. Высокая надежность, инертность к агрессивным химическим соединениям, механическая прочность. К недостаткам можно отнести хрупкость (при скачках температуры возможны трещины), большой вес, не поддаются ремонту, высокая цена.

Достоинства и недостатки отопления дизелем

Плюсы

  1. Не требуется разработка проекта; согласование на монтаж с надзорными ведомствами только на бумаге. Если выполнены все требования ППБ, претензий не будет.
  2. Упрощенная конструкция дымохода. Принцип работы горелки характеризуется принудительным отводом отработанных газов в атмосферу.
  3. Современная автоматика. Стоимость контролирующего устройства зависит от присутствия дополнительных опций.
  4. Цены на дизельные котлы для отопления частного дома ниже, чем на большинство аналогов других типов.
  5. Удобство и безопасность эксплуатации. Отсутствие мощных электрических нагревательных элементов исключает воспламенение, тем более взрыв (при грамотном монтаже).

Минусы

  1. Складирование запасов топлива. В доме не всегда можно выбрать подходящее место для резервуара по причине его габаритных размеров. Вне строения придется проводить качественную работу по его утеплению, чтобы минимизировать потери тепла, а это приведет к дополнительным расходам. Также имеет значение хорошая теплоизоляция трубопровода. Данные операции необходимо выполнять по причине повышения вязкости топлива. В таких случаях котел может работать некорректно.
  2. Присутствие в помещении специфического запаха, но профессионалы знают способы нивелирования данного недостатка.
  3. Шумность в работе. Проблема решается установкой жидкотопливного котла в пристройке, на цокольном этаже. 
  4. КПД ниже, чем у газового оборудования. Но есть ряд решений, повышающих производительность дизеля.