Что необходимо для установки и подключения

Нужны будут:

  • газовая плита для дачи под баллон (настроенная на использование сжиженного газа);
  • баллон с газом;
  • редуктор;

  • шланг для подключения газовой плиты или медные трубы подходящего диаметра.
  • хомуты 2 шт для крепления шланга (с одной стороны — к переходнику для подключения плиты, с другой — к редуктору);
  • газовый кран (не обязателен, но желателен).

Как выбрать газовую плиту уже понятно, с остальными составляющими сейчас разберемся. Сложного ничего, но есть особенности.

Материал и размер баллона

Сначала поговорим о материале, из которого баллон для сжиженного газа изготовлен. Еще недавно даже разговоров таких не было. Газовый баллон был исключительно металлически, причем из металла приличной толщины. Сейчас есть еще и композитные газовые баллоны (называют еще евробаллон) и они разрешены к использованию газовыми службами. Если есть возможность, купить лучше именно такие. Чем они лучше? Вот перечень их достоинств:

  • Легче в 2 раза.
  • Имеют плавкую вставку, которая предотвращает взрыв при перегреве/пожаре.
  • Разрешены к перевозке в обычных машинах.
  • Не накапливают статическое напряжение.

  • Есть полимерные баллоны с прозрачными вставками. Они позволяют контролировать и степень заправки, и наличие газа.

Недостатков у полимерного баллона немного. Первый — он стоит в два-три раза больше металлического, зато переносить/перевозить его гораздо легче. Второй — при равном объеме по габаритам он больше металлического аналога.

Теперь о размере газовых баллонов. Чем больше объем газового баллона, тем продолжительнее период между заправками. Но, с другой стороны, баллоны большего объема имеют большие габариты и вес, переносить/перевозить их сложнее. К том же под маленький баллон проще найти место для установки.

В общем, тут выбор за вами. Тем более, что с появлением композитных появились они разных габаритов — высокие и узкие, низкие и широкие.

Редуктор

Зачем нужен редуктор на газовом баллоне? Он выполняет сразу несколько функций:

  • Стабилизирует давление на выходе из баллона.
    • Газ в баллоне находится под высоким давлением, для плиты оно должно быть ниже. Вот этим и занимается редуктор.
    • Когда в баллоне газа остается мало — 5-10% — редуктор давление увеличивает.

  • Предотвращает попадание воздуха внутрь. При соединении с кислородом образуется взрывоопасная смесь, так что эта функция также важна.
  • Есть модели, работающие как клапан сброса давления. При превышении заданных параметров часть газа выпускается — до нормализации показателей.

Так что редуктор на газовом баллоне помогает повысить безопасность и стабилизирует работу плиты. Без него лучше плиту не подключать. В таком случае, чем больше вы откроете кран на плите, тем более мощный поток газа будет выходить. Кроме того, что это неэкономно, может создать ситуацию, когда баллон начнет прыгать. В общем, без редуктора лучше не эксплуатировать.

Обратите внимание, что для металлических и композитных баллонов используются редукторы разного типа. Потому, при покупке, уточняйте тип баллона и его объем

И главное — для работы с баллоном сжиженного газа нужен редуктор на пропан.

Опасайтесь редукторов Китайского производства….

Если говорить о производителях, лучше брать российскую или европейскую продукцию. Китайские лучше обходит стороной. Даже те, которые прошли сертификацию, сделаны из очень тонкого металла и быстро выходят из строя (начинают травить). К тому же многие не выдерживают размеры штуцеров. При подключении это становится проблемой, так как шланг надевается неплотно, приходится каким-то образом соединение уплотнять.

Шланг для газовой плиты

Купить его можно в магазинах горгаза или в строительных магазинах/рынках. Но обязательно уточните, что вам он нужен для подключения газовой плиты. Правильно называется он «шланг-рукав газовый».  Внутренний диаметр должен быть 16 мм, наружный зависит от вида шланга, на поверхности должна стоять надпись (желтым цветом) о том, что шланг именно газовый.

Бывают такие газовые шланги:

Для подключения баллона к газовой плите нужен шланг длиной около метра — чтобы выполнить условие про расстояние между баллоном и плитой в 0.5 метра и оставить запас на свободу передвижения.

С одной стороны на шланг должна быть установлена накидная гайка с прокладкой. Этот конец подключаем к выходу от газовой плиты. Если покупать просто кусок шланга, можно поставить соответствующий газовый переходник самостоятельно, затянув крепление при помощи металлического хомута (не забудьте про силиконовую толстую прокладку для герметизации). С другой стороны шланг подключается к редуктору — натягивается на штуцер, затем затягивается хомутом (не забудьте хомут надеть на шланг, а потом подключать его к штуцеру).

Типы газовых баллонов под метан

На сегодняшний день существует 4 разновидности резервуаров под природный газ, это:

  • ТипI. Полностью металлическая конструкция. Отливается в специализированных резервуарах и не имеет швов. Прочная и надежная конструкция, проверенная годами. Баллон имеет горловину под вентиль в форме цилиндра с одной стороны, и дно закругленной формы с другой. В процессе изготовления все резервуары подвергаются испытаниям избыточным давлением и проходят проверку ультразвуком для выявления скрытых дефектов. Несмотря на более современные технологии изготовления других типов, многие считают Тип 1 наиболее надежной конструкцией.
  • ТипII. Баллоны второго типа представляют собой металлопластиковую конструкцию. Изготовлены они из легированной конструкционной стали. Основная часть конструкции покрыта армирующей оболочкой. Заявлено, что сталь, которая применяется в данной конструкции не изменяет своих физических свойств при низких температурах окружающей среды.
  • ТипIII. Конструкция третьего типа схода с предыдущей. Отличительной особенностью является наличие алюминиевого лейнера, который усилен оплеткой из карбоволокна. Разрывное усилие составляет около 140 кгс/ мм2. Оплетка пропитывается специально разработанным составом на основе эпоксидной смолы. Плюсом данного типа конструкции является стойкость к коррозии на протяжении всего периода эксплуатации.
  • ТипIV. Четвертый тип по своей конструкции аналогичен предыдущим двум. Особенностью исполнения является материал лейнера. В данном типе он полимерный, усиленный армирующей оболочкой из углеродного волокна или композитного материала. Основным плюсом баллона данного типа является его небольшой вес, за счет использования современных технологий производства. К минусам же относится высокая цена изделия, редкость на рынке, а также хрупкость изделия при воздействии механических повреждений.

Заправка газовых баллонов: как делать не нужно

Независимо от того, какое газовое оборудование из вышеперечисленного вы используете на даче и сколько литров газа у вас в запасе, рано или поздно голубое топливо в вашем хранилище закончится. Его запасы нужно время от времени возобновлять. Как и где правильно это сделать?

Способов существует несколько:

  • Купить новый уже заправленный баллон
  • Заправить баллон газом самостоятельно
  • Обменять пустой баллон на заправленный
  • Обратиться на заправочную станцию

Первые два варианта мы рассматривать не будем.

Покупать каждый раз новый баллон нерационально. Этот вариант годится только в крайнем случае, когда нужно срочно пополнить запасы топлива, а сделать это быстро нет возможности или же затраты на поездку до ближайшей заправки превышают затраты на приобретение нового баллона.

Также в интернете на различных тематических форумах активно обсуждаются варианты использования заправочных станций иностранного производства либо кустарные методы заправки сжатым газом из магистрального газопровода.

Первый вариант слишком дорог для бытовых нужд дачника, а второй чреват разными нехорошими последствиями как в ходе заправки, так и после неё. Если бы тут всё было так просто, как пишут, все авто на газу давно бы заправлялись от газовой плиты, а газовые заправки обанкротились бы и закрылись.

Заправка по обмену

Здесь сразу сталкиваемся с проблемой. Услуга по обмену пустых баллонов на заправленные доступна не везде. Если же есть возможность такой услугой воспользоваться, не всегда сам потребитель готов на такие условия. Предположим, вы совсем недавно купили новый баллон, а в пункте обмена вам предлагают на обмен старый, уже несколько лет бывший в употреблении.

ПЛЮСЫ:

Вы получаете заправленный баллон сразу, вам не нужно ждать пока его заправят

МИНУСЫ:

  • Обмен есть не везде
  • Вы получаете взамен своего чужой баллон

Заправка собственных баллонов

Заправка баллона на спец оборудовании

Процедура проста: вы оставляете свой баллон на газонаполнительной станции и через какое-то время забираете его уже заправленный.

ПЛЮСЫ:

У вас остаётся ваш баллон

МИНУСЫ:

Возможно придётся подождать 1-2 дня

Обратите внимание, заправлять бытовые баллоны нужно на специальных газонаполнительных станциях. Заправка, где обслуживаются автомобили с ГБО для таких целей не подходит!

Обычная АЗС — не самое подходящее место для заправки бытовых баллонов

Формально автозаправочные станции не оказывают такую услугу, потому что у них нет соответствующего оборудования и лицензии. Но на практике такое часто происходит.

Почему не стоит заправлять газ на автозаправочной станции?

  • На таких заправках баллоны не проверяются на предмет дефектов и утечки газа
  • Газ, используемый для автомобилей, это технический газ, который в быту использовать не рекомендуется
  • На автомобильных заправках газ закачивают что называется «под завязку», что недопустимо для бытовых баллонов, особенно зимой (об этом речь пойдёт отдельно).

Непосредственно перед заправкой баллон обязательно освобождается от конденсата и остатков газа. Этого не делают на автомобильных заправках! Наполнение газом проводится строго на основании его характеристик, указанных в техническом паспорте.

Заправка газовых баллонов

Необязательно каждый раз покупать новый баллон, когда израсходовался газ из предыдущего. Эти ёмкости отлично подходят для многократного использования и экономят таким образом деньги своим владельцам

Заправка бытовых газовых баллонов — простая и рядовая процедура, главное внимание в которой стоит уделить безопасности

Есть 4 варианта, где заправиться газом:

  • специализированная заправочная станция;
  • автомобильные заправки (при наличии специального оборудования);
  • мобильная модульная станция;
  • домашняя метановая заправка.

Лучше остановиться на первом варианте — он безопаснее, у сотрудников есть опыт работы и оборудование, они умеют оценивать прочность сосудов и применяют несколько методов закачки газа. На заправках автомобилей работники нередко не умеют работать с газом и проверять ёмкости, не имеют необходимой техники, в том числе весов для контроля массы ёмкости. Специализированный пункт заправки будет более безопасным выбором.

Что касается мобильных модульных станций, то, как правило, их используют для заправки баллонов кислородом. Это актуально для медицинских учреждений и промышленных предприятий, ежедневно использующих кислород в работе. Стоимость такой станции начинается от 4 миллионов рублей.

Методы заправки газовых баллонов

Правильная заправка баллонов, бытовых или туристических, начинается с проверки сосуда. Заправщик оценивает:

  • есть ли корпусе повреждения и вмятины (если есть, от использования ёмкости стоит отказаться и заменить её новой);
  • в порядке ли клапан и вентиль;
  • остаточное давление в пустой ёмкости (давления быть не должно).

Если ёмкость в порядке, можно приступать к заправке. Конструкция довольно простая. Баллон соединяется с источником вещества специальным шлангом, по которому газ поступает в емкость. Все необходимые элементы — клапаны, шланги, переходник, адаптер — должны быть в комплекте. Впрочем, на специализированных станциях обычно есть необходимый инвентарь.

Есть 3 метода заправки:

  1. Насосный. Самый простой, вещество закачивается в емкость насосом.
  2. Насосно-испарительный. Одновременно с закачиванием вещества в баллон происходит нагревание и повышение давления в системе.
  3. Насосно-компрессорный. Отличается увеличенной скоростью закачки, которую задают насосу компрессоры.

Стоимость заправки зависит от объёма баллона, но обычно составляет 200–300 рублей.

Цвет баллона указывает на содержащийся внутри газ, голубой — для кислорода

Технические газы

Техническими газами называются вещества, которые используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, сфере услуг. Газовые сосуды применяются не только на дачах и в путешествиях для обогрева помещений, приготовления еды и заправки зажигалок, но и на различных предприятиях. Продажа и заправка баллонов бизнесу может даже стать отдельным направлением заработка.

К самым распространённым техническим газам относятся:

  • гелий — для плавки, сварки и резки металлов, а также для надувания воздушных шаров;
  • кислород — в больницах, а также в металлургии для сжигания топлива;
  • азот — для химической и нефтегазовой отрасли, а также в медицине для транспортировки внутренних органов.

Пищевые

Пищевые или защитные газы — это газовые смеси, которыми обрабатывают продукты с целью защитить их от окружающей среды и продлить срок хранения. В домашних условиях не используются, только в пищевой промышленности. Они оберегают продукт от взаимодействия с кислородом, поэтому предупреждают окисление и размножение микроорганизмов. Как правило, это диоксид углерода и азот. Безвредны, законодательно разрешены к использованию Е290, Е941, Е938, Е939, Е942.

Поставляются также в баллонах, которые подлежат повторной заправке.

Проверка герметичности

Для выполнения проверки на герметичность запорной арматуры, в сосуд закачивают газ под давлением с использованием компрессора или соединяют шлангом 2 баллона — тестируемый (пустой) и другой заполненный газом. Заполняют тестируемый сосуд газом до 2 атм, контроль проводят по манометру. Наносят мыльную пену на резьбовое соединение и чуть-чуть открывают вентиль. Если мыльные пузыри не появляются, то утечек нет, в противном случае нужно перекрутить вентиль заново и подтянуть гайки.

Проверку выполняют несколько раз подряд, в открытом и закрытом положении, при этом используя новую пену. Проверять герметичность спичкой или зажигалкой категорически запрещено – из-за возгорания и взрыва газовоздушной смеси

Важно знать про опасную ошибку, которую допускают пользователи с левой резьбой редуктора, если по привычке ее подтянуть неправильно, то утечки станут больше

Почему в емкости слышен плеск воды

Такое возможно услышать зимой. Знайте, это не вода, а бутановая составляющая СПБТ. При малейших заморозках бутан перестает преобразовываться в парообразную фракцию. Именно она и «плещется» в виде жидкости внутри.

Бутановая составляющая СПБТ в газовом баллоне

В теплое время года такой проблемы не возникает: пропано-бутановая смесь задействуется практически вся. Для того, чтобы избежать этого в мороз, рекомендуется, заправляя емкость, поинтересоваться у заправщика о наличии паспорта на используемую СПБТ. В этот документе должна содержаться информация о том, что в смеси минимум 80 процентов пропана, переходящего из жидкости в пар в холодное время. Если использовать такую заправку, то проблем не должно возникнуть.

Самостоятельное изготовление шкафа

Стоимость шкафов для газовых баллонов стартует от 2500 рублей. При наличии определенных навыков и соблюдении ряда правил, можно изготовить и собрать аналогичное изделие своими руками.

Алгоритм действий перед началом работ:

  • определиться с видом конструкции будущего шкафа, рассчитать количество входящих в него емкостей с газом;
  • выполнить чертеж с определением параметров шкафа – высота, ширина, глубина;
  • подобрать необходимый материал – высококачественную сталь.

Стоит обратить внимание тщательной подготовке к работе, именно от этого зависит дальнейшее правильное выполнение шкафа для газового баллона. Алгоритм действий при непосредственной сборке шкафа:

Алгоритм действий при непосредственной сборке шкафа:

  • сборка каркаса из металлических уголков;
  • создание поддона для баллонов;
  • обшивка каркаса металлическими листами;
  • проделывание отверстия для шланга в задней или боковой части шкафа;
  • проделывание отверстий для вентиляции диаметром от 1 см с расстоянием между ними 7-8 см – количество отверстий на одной стороне не менее 16;
  • выполнение крепежей для баллонов – допускается крепление баллонов цепью, при этом смычки цепи должны быть туго натянуты;
  • монтаж дверных петель и конструкции для навесного замка.

При сборке шкафа можно использовать сварочный аппарат, имея соответствующие навыки выполнения сварочных работ.

Если шкаф планируется использовать внутри постройки, то необходимо продумать наличие ножек, высотой не менее 10 см.

При самостоятельном изготовлении шкафа, крепление деталей необходимо выполнять аргоновой сваркой. По окончанию работ обязательно покрыть конструкцию краской не только снаружи, но и внутри шкафа

Завершающая стадия – покрытие всей конструкции полимерной краской. После полного высыхания останется установить шкаф в выбранном месте и надежно закрепить.

Разновидности

Принято делить туристические баллоны с газом на следующие типы:

цанговый;

В случае с резьбовым исполнением предусматривается сменный картридж. Конструктивные особенности определяют, будет ли наворачиваться на резьбу сама горелка или присоединенный к ней шланг. Вместимость резьбового баллона составляет от 0,11 до 0,5 кг газа. Заплатить за него придется от 100 до 300 рублей. Точная ставка зависит не только от вместимости, но и от ценовой политики производителя.

Цанговые резервуары иногда называют штуцерными или штоковыми, а в обиходе даже дихлофосными емкостями. Такие устройства оптимально проявляют себя в мобильной кухне (плитке). Применять их в горелках можно только с помощью особого переходного контура. Не всегда он идет в комплекте, поэтому такой момент советуют уточнять отдельно при покупке. Стенки у цангового баллона тоньше, чем у резьбового, они периодически сминаются в точках стыковки с горелкой. Поэтому устанавливать источник газа придется максимально аккуратно.

Еще одной проблемой в этом случае становится то, что дихлофосные баллончики обычно содержат худшее топливо. Именно такого мнения почему-то придерживаются многие опытные туристы. Вес газа внутри составляет 0,22 кг. Стоимость в несколько раз меньше, чем у резьбовых аналогов сопоставимой вместимости.

Клапанные баллоны поставляются только под брендами Campingaz, Coleman. Они подойдут исключительно для горелок под теми же самыми торговыми марками

При этом важно еще наличие простой или усовершенствованной соединительной магистрали варианта Easy Clic. Существует мнение, что такой стык при нормальных условиях позволит избежать даже очень слабой утечки газа

Проблема в том, что переходные устройства с «резьбы» на «клапан» серийно не выпускаются.

Внутренний объем в литрах может составлять:

  • 0,19;
  • 0.23;
  • 0,45;
  • 0,5.

В большинстве случаев, по мнению специалистов, достаточно будет емкости 450 граммов. Что касается прокалываемых устройств, то они выпускаются не только под брендами Campingaz, Coleman, но и под марками Kemper и рядом других удешевленных клонов. Такие изделия предназначены преимущественно для пикников. Баллоны невозможно снять до окончательного израсходования газа. Прокалываемые резервуары очень широко продают в европейских странах, где их можно приобрести даже на АЗС.

Что необходимо для установки и подключения

Нужны будут:

  • газовая плита для дачи под баллон (настроенная на использование сжиженного газа);
  • баллон с газом;
  • редуктор;

    Газовая плита для дачи под баллон: правила подключения при размещении баллона в помещении и за его пределами

  • шланг для подключения газовой плиты или медные трубы подходящего диаметра.
  • хомуты 2 шт для крепления шланга (с одной стороны — к переходнику для подключения плиты, с другой — к редуктору);
  • газовый кран (не обязателен, но желателен).

Как выбрать газовую плиту уже понятно, с остальными составляющими сейчас разберемся. Сложного ничего, но есть особенности.

Обслуживание и ремонт газового оборудования

Важный вопрос, который зачастую упускают из виду владельцы негазифицированного частного дома или дачи, это обслуживание газовых баллонов и индивидуальных баллонных установок. На крупных предприятиях обслуживание выполняется персоналом, который прошел обучение и проверку знаний по технологии, то в индивидуальных хозяйствах такое обучение никто не проходит.

При поставке и замене баллонов организацией, которая предлагает заправленные баллоны, проводится инструктаж с записью в журнале газоснабжающей структуры о его проведении. Такой инструктаж касается вопросов правильной эксплуатации уже установленного баллонного оборудования и мер безопасности при пользовании.

Обслуживание баллонного оборудования и индивидуальных баллонных установок должно выполняться представителями организаций, которые имеют на эти виды работ профильные разрешения. При проведении работ должны быть проверено не только состояние самих баллонов, но и шкафа индивидуальной баллонной установки.

Проводится осмотр газопровода от установки до газового оборудования, исследуется само газовое оборудование. В обязательном порядке проверяют соединения на наличие утечек. Все соединения «обмыливаются» с целью выявления утечек

Если в процессе обслуживания были выявлены какие-либо нарушения, то они должны быть устранены в обязательном порядке.

Ряд правил, которые обязательны к исполнению для тех, кто пользуется баллонами с газом:

  • баллоны в местах установки не должны подвергаться прямому нагреву;
  • установка газового оборудования в цокольных или подвальных этажах недопустима, поскольку там могут скапливаться газы при утечке;
  • устанавливать баллоны около нагревательных приборов (радиаторы и т.п.) и газовой печи следует не ближе, чем 1м;
  • помещение, в котором устанавливаются баллоны (и газовое оборудование) не должно иметь подвальных помещений, в которых может скапливаться газ.

Вопросы о том, возможно ли и как можно заправить газовый баллон непосредственно дома, довольно часто задают владельцы индивидуальных баллонных установок. Это объяснимо, ведь для заправки им необходимо везти несколько баллонов, причем порою на значительные расстояния.

Ответ на такой вопрос однозначен – нельзя заправлять баллон газом в домашних условиях. Причин тому несколько и относятся они к технологии заправки баллонов.

Газ для генератора: дешевле, чем бензин, но всё равно дорого

То же самое касается использования газа для электроснабжения. Конечно, газовый генератор в работе обходится дешевле бензинового, но всё равно потребляет немало топлива. Когда вы подключаете генератор к газопроводу, это одно, а когда вы используете его с баллоном, газа опять-таки надолго не хватит.

Те, кто пользовался генераторами на газу, говорят, что при нагрузке до киловатта генератор потребляет 1,2-1,5 кг газа в час. То есть 50 литрового резервуара на сутки непрерывной работы, скорее всего, не хватит.

Если у вас генератор на газу, одним баллоном вам тоже не обойтись

Поэтому этот вариант можно рассматривать как вынужденную краткосрочную меру — пропал свет, а нужно срочно зарядить аккумулятор, включить холодильник и т. д. Постоянное использование газового генератора на сжиженном газе затратно, как и в случае с нагревательными приборами. Однако, если уж у вас возникла потребность в приобретении генератора (частые отключения света в вашем посёлке), то есть смысл обзавестись газовым вместо бензинового или дизельного.

Теория потребления газа

Если не вдаваться в физику, а взять понятные для простого обывателя цифры, получим, что средний расход газа на ГБО будет на 10-20% больше, нежели потребление бензина. Обратимся к цифрам, взяв среднестатистический седан. Представим, что расход бензина у седана составляет около 8 литров на 100 км пути по городу. Это значит, что среднее потребление газа будет составлять около 9-10 литров в городском цикле.

Но такие расчеты справедливы, в большинстве случаев, для лета. Не стоит забывать о том, что в зимний период продавцы изменяют качественный состав газовой смеси. Пропанобутановая смесь состоит, соответственно, из пропана и бутана.  Последний на 10-15% энергоэффективнее пропана, а его доля в газовой смеси летом составляет около 45%. Переходя на «зимнюю смесь» доля пропана увеличивается до 75%, а энергоэффективность смеси снижается. Разумеется, такая смена компонентов смеси не может не отразиться и на расходе автомобиля. Существуют общепринятые нормы расхода пропанобутановой смеси, которые составляют.

  • 1,19 литров летней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина;
  • 1,25 литров зимней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина.

Выбор баллона

При выборе газового баллона можно попросить квалифицированной помощи профессионалов монтажа газового оборудования, но не забывайте, что только вы знаете все нюансы вашего авто. Сначала нужно задуматься, как часто у вас используется багажник, и как именно. Загружен ли он у вас до отказа необходимыми  вещами, или вы перевозите только аптечку, огнетушитель и запасное колесо? Оснащен ли ваш автомобиль функцией складывания задних сидений для увеличения пространства в салоне и багажном отделении?

Какой газовый баллон ГБО подойдет именно Вам? В этом состоит главный вопрос.